доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права и прав человека Московского педагогического государственного университета
Уже давно ученые пришли к убеждению, что современный этап общественного движения вошел в стадию постиндустриального информационного развития. Одной из главных особенностей этой стадии является то, что среди решающих факторов исторического развития главным становится культура. И вовсе не случайно XXI век объявлен веком культуры.
Во все возрастающей роли культуры в мировом развитии не может не проявляться связь ее с глобализацией, то есть с установлением единого взаимосвязанного мира. Существует мнение, что глобализация ведет к формированию не единого мирового гражданского общества (во всяком случае, не какого- то однородного образования), а более сложного и многосоставного комплекса согласованных или, во всяком случае, согласуемых правовых систем. По-видимому, уже в осязаемом будущем станет возможным регулирование со стороны этих глобальных правовых систем таких же глобальных культурных систем, а в их рамках - многообразных культурных прав человека и гражданина. Собственно говоря, уже сегодня связь между культурными правами и правами человека такова, что также заслуживает более широкого подхода. Так, известный специалист по культурным правам в международном праве Л. В. Протт утверждает, что культурные права, особенно те, которые относятся к сохранению культурного наследия, культурной самобытности конкретного народа и культурному развитию, при некоторых обстоятельствах рассматриваются как «права народов» и призывает возобновить усилия по отражению этих вопросов в международно-правовых нормах.
Глобальные процессы в сфере культуры неразрывно связаны с американской культурной экспансией. То есть и здесь сложившаяся ситуация используется с целью извлечения выгоды для экономически и политически сильного преуспевающего государства. И хотя это не единственное направление культурных изменений в современном мире, но, как справедливо заметил П. Бергер, «это преобладающая тенденция, которая проявляется и, вероятно, будет проявляться в обозримом будущем»
Данная тенденция проявляется и действует в условиях острой конкурентной борьбы, которая ведется между основными глобальными центрами (США, Европа, Китай, Россия) - и не только в сферах геополитики и важнейших коммуникаций и природных ресурсов как основы развития экономики, но и в сфере культурного развития.
По нашему мнению, в этой схватке геополитических гигантов Евразию с ее громадными ресурсами, человеческим капиталом и духовными началами можно расценивать как главный приз победителю. Этим победителем при определенных благоприятных условиях может стать Российская Федерация, для которой Евразийский проект, стартовавший в начале 2015 года, наиболее полно соответствует ее стратегическим интересам.
Дело в том, что культура России, по большому счету, является «не чисто» славянской, а евразийской. Фактически она «основана на синтезе культур славянской и азиатской, и именно эта культура связывает все этносы, проживающие на данном пространстве» Причем евразийский мир объединяется «не на основе методов насилия и войн, а на путях культурного творчества и сотрудничества. В целом Доктрина Евразийского экономического сообщества предусматривает развитие интеграционных процессов в социальной, экономической, культурной, правовой и управленческой сферах деятельности государств-членов Евразийского экономического сообщества.
Для понимания влияния культурного феномена на развитие мирового сообщества и суверенных государств в научный оборот современного культурного процесса вошли и активно используются такие парадигмы, как: «диверсификация образования в сфере культуры»; «субвекторность системы развития регионального образования в сфере культуры и искусства»; «культура как ресурс развития общества»; «культура личности как ресурс развития общества»; «капитализация культуры как производительной сферы общества». Из сказанного следует, что в развитии современной цивилизации, а, следовательно, и отдельных государств, культура рассматривается и как экономический фактор, и как важнейший фактор развития общественных и социальных отношений.
Как уже отмечалось, миссия, стоящая перед мировой культурой и культурой суверенных государств, реализуется в условиях отнюдь не виртуального, а реального распространения глобальной культуры. В исследовании по этому поводу, организованном П. Бергером и С. Хантингтоном в государствах Западной Европы, Китае, Японии, Тайваньской республике, выделяются четыре средства распространения развивающейся глобальной культуры
Первое из них С. Хантигтон удачно назвал давосской культурой (по названию швейцарского горного курорта, где ежегодно организуются международные экономические консультации на высшем уровне) - «международной культурой ведущих деловых и политических кругов мира. Ее основной двигатель, международный бизнес, - тот же самый двигатель, который управляет экономической и политической глобализацией». Но субъектами данного средства распространения глобальной культуры являются не только те немногие, которых приглашают в Давос. В мире работают в бизнесе миллионы космополитов во всех отношениях, которые говорят, одеваются, ведут себя, развлекаются и даже в какой-то мере мыслят по-английски «и надеются, что когда-нибудь и они будут участниками элитных саммитов».
Второе средство распространения глобальной культуры - это глобализация западной интеллигенции, то, что Питер Бергер называет «клубной культурой интеллектуалов». Распространяется она разными организациям, имеющими отношение к культуре. Среди них - академические структуры, фонды, неправительственные организации, некоторые правительственные и межправительственные учреждения. Это - «идеи и правила поведения, выработанные западными, главным образом, американскими интеллектуалами, такие, как учение о правах человека, концепции феминизма, защиты окружающей среды и мультикультурализма, а также представления о политике и образе жизни, в которых воплощаются эти идеологические построения». Согласимся, однако, что данные идеологические построения не просто признаются, но и положены в образ жизни большого числа российских граждан самых разных профессий, национальных культур, вероисповеданий и иных культурологических пристрастий, т.е. все те, кто хочет добиться успеха на поприще элитной интеллектуальной культуры.
Третьим средством, пожалуй, наиболее наглядным проявлением глобальной культуры являются способы распространения массовой культуры, тиражируемые коммерческими предприятиями всех видов (Мс Donalds, Disney и мн. др.) И хотя «большая часть массовой культуры, - замечает П. Бергер, - носит поверхностный характер - в том смысле, что не оказывает серьезного влияния на взгляды, систему ценностей и поведение населения..., масштабы этого проникновения едва ли можно преувеличить».
Наконец, четвертым средством распространения глобальной культуры являются массовые движения того или иного типа. Наиболее успешными в распространении глобальной культуры можно считать евангелический протестантизм, особенно пятидесятничество. Обращение в пятидесятничество, которое на территории России распространено достаточно широко, меняет отношение людей к семье, сексуальному поведению, воспитанию детей и, что самое главное, к работе и экономике вообще. Эти изменения не обязательно будут основательными, но то, что они формируются у членов подобных религиозных общин и проявляются наряду с традиционными по истечении определенного времени, становится очевидным.
Между описанными выше сферами культурной глобализации проявляются как совпадения, так и противоречия. Это происходит на уровне элит и на уровне широких народных масс. Но, как полагает П. Бергер, есть один аспект, который присутствует во всех этих сферах. Это - индивидуализация, т.е. когда «все сферы зарождающейся глобальной культуры способствуют независимости индивида от традиции и сообщества. Поэтому появляющаяся глобальная культура, - пишет П. Бергер, - весьма привлекательна для всех, кто высоко ценит личную свободу и стремится реализовать ее как можно полнее».
Таким образом, реализация культурных прав в условиях культурной глобализации решается для каждого человека на путях культурного выбора: «человек разрушающий или человек созидающий; человек, слепо рефлектирующий, или человек, осознанно действующий; личность, делающая выбор, который опирается на «опыт истории», или личность, наступающая на пресловутые тупиковые «грабли»; человек права или человек гармонии правовой нормы и морали, нравственной традиции, гуманистически ориентированных ценностей». Данные характеристики не появляются вдруг и невесть откуда, они являются результатом культурного воспитания, результатом роста формирования и развития человека в культурной среде.
Вопрос - в том, какой является эта среда. И если говорить об изоляции от глобальной культуры, то она обязательно требует изоляции и от глобальной экономики, что для многих современных государств является затруднительным решением. Некоторые страны пытаются совместить изоляцию от глобальной культуры с активным участием своих стран в глобальной экономике. Самым ярким примером является Китай. Но такое балансирование - занятие не из легких.
Спасительными могут быть здесь обстоятельства, которые принято называть локализацией: глобальная культура принимается, но с существенными местными видоизменениями. Следует сказать, что и у локализации может быть более глубокий смысл. «Так, буддистские движения на Тайване заимствовали многие организационные формы американского протестантизма, чтобы распространять религиозное учение, в котором нет ничего американского, ничего западного».
Таким образом, процессы культурного развития государств и гарантии культурных прав человека уже не одно десятилетие находятся под влиянием процессов глобализации. Эти процессы влияют на развитие национальных культур разнонаправленно: как положительно, так и отрицательно. Словом, угрозы глобализации в сфере культуры можно подразделить на несколько видов.
Как уже отмечалось, глобализация порождает культурные угрозы в виде универсализации культур народов и подчинение этих культур единому космополитическому порядку развития. Это может привести к потере национальной идентичности и господству глобализационных процессов в сфере культуры, «к утрате возможности позиционировать себя в качестве активных субъектов нового глобального мироустройства». Однако наличие такой деструктивной опасности для национальной культуры вызывает протестное движение в виде локализации, означающей, что глобальная культура принимается, но с существенными изменениями в духе своей самобытной культуры.
Понятно, что такое культурное развитие невозможно без защитных средств со стороны суверенных государств. Эта защита состоит в способности «отстаивать, пропагандировать, распространять на другие страны и регионы свои культурные ценности и влияние в сфере культуры, создавать положительный имидж нации и стимулы к взаимообменам, проводить самостоятельную культурную политику как внутри страны, так и вовне».
Возникает вопрос, а как отвечает на вызовы культурной глобализации Российская Федерация?
Можно сказать, что в последние годы здесь происходит много интересного. Так, в Совете по культуре и искусству при Президенте РФ создана и действует рабочая группа (возглавляет руководитель Администрации Президента РФ С. В. Иванов). Рабочая группа подготовила и по распоряжению Президента РФ В. В. Путина вынесла на общественное обсуждение проект «Основ государственной культурной политики».
«Вне культуры, - указывается в проекте, - невозможно обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и достижению общих целей развития». «Цель государственной культурной политики, - говорится далее в Проекте, - духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры».
Из двух приведенных здесь абзацев Проекта можно сделать следующие выводы: во-первых, современная государственная культурная политика России состоит в том, что без всемерного развития культуры невозможно обеспечить качественное развитие общества и гражданское единство; во- вторых, без развития собственной культуры невозможно национальное самоопределение России; в третьих, конечной целью развития отечественной культуры является формирование «самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности».
< предыдущая | следующая > |
---|