Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Юридические статьи Философия права Философские проблемы международных отношений в условиях глобализации

Философские проблемы международных отношений в условиях глобализации


Философские проблемы международных отношений в условиях глобализации


Галимов Б. С.

Салихов Г. Г.


ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Галимов Б. С., Салихов Г. Г.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с государством, экономикой, культурой, политикой. Отмечается, что в процессе глобализации меняется и наука, образовательная система в мировом масштабе. Создается полярность, в которой одна половина это периферия, другая – центр. Образование и воспитание человека в духе, соответствующем отношению государства и мировой системы, следует начинать в семье с детского возраста.




Приступая к рассмотрению проблем человека в совре­менную эпоху, о его становлении и развитии, культуре, обра­зованности, воспитанности и благородстве, отметим, что на­роды, проживающие в центре мировой системы считают себя образованными, благородными и более подготовленными к жизни не только у себя в регионе но и повсюду. Население периферийной части и зависимых государств предполагается таковым только у себя на родине или в отдельно взятом на­селенном пункте. В первом случае благородство, образован­ность, свобода человека выставляется как явление безусловное, само собой разумеющееся, в другом - не безусловное.

Все эти доводы имеют под собой некоторое основание, ибо «...каждый человек наряду с коллективным интересом имеет свой специфический интерес во всем. Он отстаивает вы­году в вопросах использования природных ресурсов, сохране­ния окружающей среды, что естественно отражается в частных и общих вопросах и в его мировоззрении. Внутренние интере­сы человека могут одолевать мнения общего порядка. В таком случае создается рецидив взглядов и действий, не согласован­ных и не удовлетворяющих других». По природе каждый от­дельно взятый человек или население одного региона не явля­ются зависимыми от жителей других регионов и государств, но в реальности подобное наблюдается чаще. Не секрет, они нуждаются во взаимоотношениях, но иногда допускаемое не­цивилизованное применение власти наносит вред им обоим, ведет их к отчуждению. В силу этого они с истечением време­ни становятся разными половинами одного единого, а затем, что становится полезно или вредно для одной из этих частей, таковым оно становится и для их обоих как целого. Таким об­разом, наносящее ущерб управление зависимым регионом причиняет вред и самому центру, государству и даже миро­вой системе. Поэтому надо принять, что при современных ус­ловиях глобализации более полезно и центру, и периферии строить свои отношения на взаимных дружеских началах. Их взаимоотношения должны покоиться на естественных причинах. Если отношения будут складываться на насилии, тогда между ними не пре­кратятся явные или скрытые противостояния. При этом власть мировой системы и власть государства не явля­ются тождественными, хотя могут быть и подобные утверждения. Первая - это должна быть власть над свободными и равными государствами с от­крытыми обществами, другая - власть над гражданами стра­ны.


Затем, в процессе глобализации меняется и наука, и об­разовательная система в мировом масштабе. Как известно на классическом долженствующем уровне, «Современный гло­бальный мир изменяет духовный облик человека, который формируется под влиянием нравственных и духовных ценно­стей, составляющих достояние его «культурного круга». Обра­зование связано с самовоспитанием, со становлением нового облика человека. При этом главное - не количество знаний, а соединение последних с личностными качествами челове­ка, с его умением распорядиться своими знаниями». Однако в рамках мировой образовательной системы создается опять полярность, в которой одна половина это периферия, дру­гая становится центром. На окраине и второстепенных реги­онах будут преподаваться в основном знания, относящиеся к области обычного рода услуг и технического направления. В этом случае может оказаться оправданным, что «всякого рода и возраста учащиеся и учившиеся имеют обыкновенно в виду только сведения, а не уразумения. Они полагают свою честь в том, чтобы иметь сведения обо всем, обо всяких камнях, или растениях, или сражениях, или опытах и вообще и в особен­ности обо всех книгах. Им не приходит и в голову, что сведение есть только средство для уразумения, но само по себе имеет или мало, или не имеет никакой ценности». Такое обучение постепенно простирается и на другие области и направления в зависимости от разности работ более высокого или насущ­ного характера. Подобного рода науки и направления образо­вания являются определенными за периферией мировой си­стемы и это будет называться интеграцией образования. Она может быть подкреплена и различными международными и иными соглашениями. В их рамках наукой умения управлять процессами глобализации, миром, мировой системой, наци­ями и обществами, пользоваться их результатами, центр со­храняет за собой. В этой системе образования или науке нет ничего сверхъестественного или всемогущества. Просто то, что уже будет само собой сложено в зависимых государствах умение делать и творить, центр должен будет вовремя суметь перехватить, переложить в усложненную теорию, подготовить специалистов, а затем уже наладить эту работу у них самих и управлять ею. В целях нивелировки подобных проблем центр иногда готовит к таким профессиям представителей перифе­рии, которые будут на местах работать на него. Одно из немно­гих направлений, которое никогда не отпустит от себя центр, это политика, хотя речь и ведется о всеобщей деполитизации. Что касается относительно науки об умении вовлечения госу­дарств, регионов, этносов и наций в процесс глобализации, чем прекрасно владеет центр, то оно имеет отличие от выше­названных полярностей наук. Сравнить ее можно, наверное, с каким-либо учением о колонизации, создании империи или что-то вроде этого.

Рассматривая процесс глобализации и ее факторы, не­обходимо обратить внимание и на такое понятие как соб­ственность, определяющее благосостояние людей. Ее можно разделить на частную, общественную, государственную, реги­ональную, мировую собственности. Но она сама по себе не соз­дается, над нею трудятся целенаправленно. При этом следует различать искусство накопления с искусством наживать, хотя первоначально можно было бы их и не разделять. Они, воз­можно, со стороны кажутся одним и тем же или, по крайней мере, не далекими друг от друга. Различие между ними в том, «...что одно из них существует по природе, другое не по при­роде, но больше за счет известной опытности и технического приспособления». На данном этапе и возникает искусство на­капливать, наживать состояние.


Можно задать вопрос - тождественно ли искусство нажи­вать состояние с обычной трудовой деятельностью, работой на производстве, в сельском хозяйстве, в отраслях по добыче и пе­реработке сырья, в науке, образовании? Если ответить по Ари­стотелю, тогда следует ожидать, что они не равнозначны. Труд, работа также могут быть доведены до состояния искусства, трудом можно накопить богатство, стать самостоятельным. Но дело заключается в том, что в данном случае следует вести речь в основном о добыче своим трудом средств, о пользова­нии ими, требующих отдельного знания и умения. В жизни часто случается, что тот, кто своим трудом добывает, не всегда может быть богатым, или же он может иметь богатство, но не владеть, не обладать им. В вопросе об искусстве наживы со­стояния речь идет о приобретении, а не о добыче физическим или интеллектуальным трудом. В искусстве наживы чаще мо­жет заключаться источник имущественного благосостояния и наличия собственности. В связи с этим в философии разгра­ничиваются понятия «собственность» и «богатство», имеющие между собой много разновидностей. Ибо не всегда собствен­ность может являться богатством. Она может быть необходи­мым источником пропитания, получения прибыли, объектом проживания, ведения хозяйственной деятельности.

Что же мы наблюдаем по этому вопросу в процессе гло­бализации? Опять условно делим мир на полярности: центр и периферию. Тогда становится ясно, что процесс глобализа­ции, ведя к разделению характера и направления самой де­ятельности людей, за периферией закрепляет работу по до­быче и переработке источников сырья, производству техники и технологии и всего, что относится к тяжелому труду. Центр постепенно усовершенствует искусство наживы, приобрете­ния собственности в мировом масштабе. В итоге складывает­ся затруднительная ситуация, когда периферия, имея у себя сырьевые, людские и другие ресурсы не будет ими обладать, не будет у них и полнокровной собственности, не будет нако- пляемости. Центр, не столько имея ресурсов, будет накоплять, приобретать, изобретать, обладать многим в мире. В про­цессе подобного итога в эпоху глобализации окончательно утвердится поляризация мира, страны и регионы, этносы за­ймут свою нишу в лагере управляющих и управляемых. Пере­фразируя слова Аристотеля скажем, что после утверждения глобализации в мире, люди будут вести такой образ жизни, какой их заставит вести нужда. Но приобретенное состояние само по себе не является нерушимой инстанцией в деятель­ности людей. Истинное богатство должно состоять в совокуп­ности средств по приобретению собственности: политика, экономика, наука, образование, превращенные в орудие и ис­кусство приобретения. Связано это с тем, что мера обладания центром собственности, которая ему необходима, не беспре­дельна. Предел существует. Поэтому искусство приобретения становится сферой деятельности политиков и экономистов центра мировой системы. К этому ведут транснациональные корпорации, международный валютный фонд, свободные рынки и призывы к созданию открытого мирового общества.


Процесс глобализации требует расширения свободных рынков, мировой торговли, взаимообмена товарами и денеж­ными средствами. При исследовании этого вопроса необходи­мо поднять некоторые его стороны. Обратимся к положению, когда утверждается факт двоякого предназначения каждого объекта или предмета. В любом случае предметом пользуют­ся как таковым, но не в одинаковом плане и предназначении. В одном случае это может быть применение в собственных непо­средственных нуждах, в другом как предмет обмена на что-то другое. Таким образом все объекты владения могут являться предметом обмена. Если учесть, что города и торговля, а так­же коммуникации развивают цивилизацию, то в процессе глобализации на широкую ногу поставлена именно торговля, но в первую очередь торговля в различных формах на уров­не транснациональных корпораций. Известно, что розничная торговля не имеет по своей природе никакого отношения к ис­кусству наживать состояние. Ее назначением является удовлет­ворение бытовых потребностей и нужд людей, восполнение запаса семьи. Но из этой меновой и розничной торговли по­лучает свое развитие искусство наживать состояние. Склады­вается оптовая торговля, формируются финансовые потоки, вовлекаются людские и технические ресурсы. Торговля таким образом, по мере развития опытности, становится искусством наживать. В результате, чем сильнее развивается торговля - тем богаче и сильнее становится государство, а его гражда­не - более обеспеченными и развитыми многосторонне. Это ведет, в свою очередь, к видоизменению ряда потребностей и ценностных ориентаций жителей страны. Барлыбаев Х.А., рассматривая вопросы потребности людей как первопричины глобализации их жизнедеятельности, отмечает, что: «За всю историю человечества потребности и ценностные ориентации человека значительно видоизменились во взаимодействии с возрастанием и расширением способностей и возможностей человечества в удовлетворении своих потребностей. Они эволюционируют сегодня, будут претерпевать изменения и в бу­дущем. Задача науки состоит в том, чтобы раскрыть характер и возможные последствия этих процессов и нормативно ука­зать желательные направления их развития».

В условиях глобализации торговля совершенствуется в способах и источниках, какими торговые обороты на мировом уровне могут принести наибольшую прибыль. В связи с этим в обществе создается понимание, когда под богатством подраз­умевают изобилие финансов. Предполагается, что искусство наживать состояние и вся торговля, вместе взятые, направле­ны к цели приобретения денег. Но не деньги могут оказаться настоящим богатством, таковым является искусство наживать состояние, орудием которого является торговля. На постоян­ное усовершенствование, развитие и расширение торговли на­правлено развитие современной глобализации. Предметами торговли и обмена в мире становится все: политика, экономи­ка, наука, образование, культура, финансы, людские ресурсы. В свете этого центральная часть глобализованного мира стара­ется лидировать в области торговли в планетарном масштабе, а за одно и в строительстве городов. Периферия в основном вывозит и завозит по нужде и необходимости с целью удовлет­ворения потребностей граждан, а центральные государства - с целью накопления состояния и наживы.


Многие трудности ряда государств могут быть и от не­владения искусством торговли на мировом уровне. Например, этим странам предоставляются финансовые кредиты, оказы­вается всевозможная поддержка, но в итоге все средства заново переходят в собственности центральных регионов с увеличен­ными процентами. Это говорит о том, что не следует также одинаково рассматривать искусство наживать с торговой де­ятельностью. Как уже было сказано, искусство наживать это политика, экономика, наука, культура, а торговля это созда­ние имущества лишь одним способом - путем обмена. Целью всякого обмена являются денежные средства, которые служат необходимым элементом в торговле.

В ходе продолжающегося процесса глобализации нель­зя уповать на то, что центральные регионы накопив у себя богатство начнут искать пути оказания помощи остальным странам, станут выделять им средства на развитие культуры и экономики. Богатство, накопляемое искусством наживать не имеет пределов, цели оно никогда не достигает окончатель­но, ибо целью оказывается само богатство и обладание день­гами. «Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить количество денег до бесконечности». Поэтому раз­витые регионы, центр никогда не накопят достаточного с их позиции богатства, никогда у них не будет лишних средств, которые можно было бы спокойно направить на развитие бед­ных регионов и периферии. Для того чтобы подобное случи­лось, нужна политика глобализации и ее теория, плюс право­вое пространство. Но когда их нет, процессом глобализации управляет свободный рынок, а политикой свободного рынка ведает центральный регион или, точнее, «золотой миллиард», ожидать при этом одинаково равного взаимоотношения меж­ду регионами мира трудно.


То, что богатые страны не желают делиться своими при­былями с бедными, кормить голодающих, не столько связано с пороками, сколько самой природой. Аристотель, размыш­ляя над вопросами накопления богатства, приходит к утверж­дению, что: «В основе этого направления лежит стремление к жизни вообще, но не к благой жизни; и так как эта жажда беспредельна, то и стремление к тем средствам, которые слу­жат к утолению этой жажды, также безгранично». Можно условно полагать, что не все стремятся к обогащению, что их целью является духовное, телесное, интеллектуальное, эстети­ческое наслаждение. Но так как по представлению людей для получения этого блага необходимы средства, собственность, то вся деятельность людей, ищущих все наслаждения и удовлет­ворения опять будет направлена на наживу и накопление. В таком положении находится и метрополия глобализации. Но если люди, ищущие удовлетворения не могут достигнуть это­го при помощи искусства наживать состояние, в таких случаях они пускают в ход все способности, положительные и отрица­тельные стороны своего характера для достижения цели, даже идут на нерациональные действия.

Периферия также обладает искусством наживать состоя­ние, которое является необходимым. Оно направлено на добы­вание средств жизни и имеет свои пределы и границы. Центр же владеет искусством наживать состояние не необходимо, оно беспредельно, безгранично. Глобализация не создает го­сударств и регионов, она включает их в свой процесс такими, каковыми они являются в силу географических, политиче­ских, экономических, социальных положений. В обязанности управления мировой системой должно ложиться сведение в единое целое всех этих регионов и дать им соответствующее назначение, произвести разделение труда. Что касается транс­национальных корпораций, их стремлений к монополии, сверхприбыли, это есть стремление к безграничному богат­ству. «Но и вообще, как сказали, выгодно в смысле наживания состояния, если кто сумеет захватить какую-либо монополию. Поэтому и некоторые государства, находясь в стесненном фи­нансовом положении, прибегают к получению такого дохода - они заводят монополию на те или иные товары». Глобализа­ция в этом смысле становится монополизацией мира группой государств, или центром мировой системы.


Любое управление или руководство предполагает ми­нимум два элемента власти. К ним относятся политическое и экономическое направления руководства. Властвуют в основ­ном старшие, зрелые, которые могут лучше руководить, чем молодые и незрелые. Между властвующими и подчиненны­ми всегда присутствует естественное стремление к равенству и исключению всяких различий. «Тем не менее, когда одни властвуют, а другие находятся в подчинении, все-таки явля­ется стремление провести различие между теми и другими в их внешнем виде, в их речах и знаках почета». Правитель не­обходимо должен отличаться от подчиненных и подвластных умом, образованием, культурой, воспитанностью, но быть од­ного с ними рода.

Государству следует более заботиться о людях, об их об­разовании, культуре, жизни, достатке, чем о приобретении собственности в изобилии. «Каждое лицо стоит по крайней мере в нескольких, а в большинстве случаев в очень многих от­части концентрически окружающих друг друга, отчасти пере­крещивающихся жизненных средах, влияние которых оно испытывает, воздействуя на них со своей стороны». Если ру­ководствующее лицо не будет умным и образованным, спра­ведливым и воздержанным, культурным и воспитанным, вряд ли он сможет быть добродетельным и прекрасным правите­лем. Подобно всему этому, если подвластный народ не будет мудрым, образованным, культурным и воспитанным, у него не получится хорошо подчиняться. Они не станут исполнять своего долга, что обычно характерно для цивилизованного человека в отличие от импульсивного инстинкта нецивилизо­ванного. Правитель и подчиненные должны быть причастны к добродетели, но их добродетель отличается так же, как от­личаются управляющие и подчиненные.


Именно таким же образом происходит и управление в эпоху глобализации. Центральные регионы и государства управляются в основном методами политических решений, периферия - эконо­мическими. К руководству миросистемой допускаются развитые государства, имеющие наибольший опыт управления и богатую историю развития. Получается, что человечество всегда на словах стремиться к стиранию граней различия, но в реальной жизни оно само заинтересовано в сохранении внешних различий. Пе­риферия, отдельные регионы и государства проявляют желания войти в мировую систему, пребывать в едином культурном, об­разовательном, экономическом пространстве и даже в некоторой степени подчиняться, в цивилизованном смысле слова, более раз­витому центру. Но создает затруднение на пути к такому единству то, что управляемые не являются из рода центральных государств и наций, они не из их культуры, языка, внешности.

Как пишет А.Н. Чумаков: «...важнейшим препятствием на пути создания глобального управления является социаль­но-экономическая отсталость значительной части мирового со­общества и огромный разрыв между избыточным богатством и нищетой в планетарном масштабе. Без механизмов координа­ции глобального социально-экономического развития и плане­тарной системы финансового регулирования эта задача также не может быть решена». Центр, руководящий глобализацией, проявляет большую заботу о своих гражданах. В этих регионах достаточно прогрессивна наука, развито образование, экономи­ка, политика, хорошее социальное положение населения. Центр прекрасно владея знанием о том, что для хорошего подчинения людей своей политике необходимо сделать их образованными и культурными, стремится ускорить процесс глобализации обра­зования и культуры. Это является положительным явлением по своей природе. Но оно проходит под интегрированием в местное образование и культуру отдельных отраслей знания, призван­ных формировать сознание населения опять в рамках политики глобализации. «Всякая деятельность может рассматриваться с двух сторон или точек зрения: во-первых, со стороны своих вну­тренних субъективных оснований в действующем и, во-вторых, со стороны своего осуществления в предмете действия». Таким образом идет процесс не только утверждения представления о глобализации как о феномене, но и глобализация самого созна­ния человечества, взращивание мирового менталитета. Напри­мер формируется понятие долга, ответственности и обязанности людей перед мировой цивилизацией, человечеством, планетой. Человек начинает мыслить в планетарном масштабе, ощущает себя гражданином мира, родиной становится весь земной шар. В итоге, естественно, в масштабах такого мышления человек теряет понятие родины в пределах одного отдельно взятого государства с его специфической культурой, образованием, экономикой, по­литикой и национальной, этнической принадлежностью. Это все и есть фактор глобализации, процессами которой управляет развитый мир.


В данном случае существенен вопрос о населении централь­ных регионов, разве там не наблюдается глобализация сознания, которая ведет к потере своей культуры, самобытности, наци­ональных ценностей? Однако разница в том, что население пе­риферийных стран, втянутых в глобализацию, в процессе глоба­лизации сознания теряет все свое, становится принадлежащим миру. Граждане же центра в процессе глобализации сознания все более укрепляют свой менталитет, направленный на владе­ние и обладание миром. Центр глобализации проявляет заботу, направленную на развитие образования, культуры стран, втяну­тых в мировой процесс с целью выработать у населения понятия добра, добродетели на мировом уровне. Но это доводится до формирования только такой степени, которая необходима для укрощения своеволия регионов, способных наносить ущерб или стать препятствием на пути глобализации и централизации.

Центральные регионы придают постоянный и шумный импульс к поддержанию культуры отсталых государств и этносов, но во­все не считают своей обязанностью обучать их население в пол­ном смысле слова, сделать их цивилизованными и равными себе, они больше практикуют назидание. Как отмечают отдельные авторы, «в том обществе, в котором мы живем, построенном на собственности и стремлении к прибыли, мы редко встречаемся с людьми, ценностной ориентацией которых является экзистен­циальное «бытие» в нашем смысле этого слова. Для большинства людей существование, направленное на «обладание», представ­ляется естественным и единственно мыслимым».


Таким образом, рассмотрев философскую проблему че­ловека в рамках мировой системы и разделив ее на части и элементы, центр и периферию, констатируем, что был исполь­зован подход, согласно которому индивид является членом се­мьи, семья составляет часть общества, из множества сообществ состоит государство; сообщества государств составляют регио­ны, а сообщества регионов - миросистему. Части должны соот­ветствовать целому, будь это в культуре, экономике, политике, праве, образовании, науке, воспитании, языке, образе жизни. Образование и воспитание человека с выработанными поняти­ями по отношению к современной эпохе с ее процессами гло­бализации и складыванием мировой системы следует начинать в семье с детского возраста. К этому не следует относиться с без­различием, если государство и нация стремятся к достойному и полноправному существованию в мировом сообществе.



Безопасность и право

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (93) 2016



   

Самое читаемое

Бесплатная горячая линия 24/7

Тел. 8-800-350-23-69 (доб. 192)

Звонок по РФ бесплатный!

УБРиР [CPS] RU

Юридические статьи

Адвокатура
Адвокатура и нотариат
Адвокатская деятельность и адвокатура
Авторское право
Антикоррупционное право
Антимонопольное право
Актуальный вопрос
Аграрное право
Арбитражный процесс
Агентство правовой информации «человек и закон»
Бизнес и право
Безопасность и право
Бюджетное право
Гражданский процесс
Гуманитарные права
Гражданское общество
Гражданско-процессуальное право
Государство и политические партии
Договорное право
Дискуссионный клуб
Евразийская интеграция
Евразийская адвокатура
Евразийская безопасность
Евразийская толерантность
Евразийское сравнительное право
Евразийская геополитика и международное право
Европейское право
Корпоративное право
Конституционное и муниципальное право
Криминалистика
Криминология
Криминалистика и оперативно-розыскная деятельность
Конституционное право
Муниципальное право
Миграционное право
Международное экономическое право
Международное экологическое право
Мусульманское право
Мнение нашего эксперта
Международное инвестиционное право
Международная практика
Международное морское право
Международное публичное право
Международное частное право
Право стран СНГ
Право ЕС
Право зарубежных государств
Право Европейского Союза
Право зарубежных государств
Международное гуманитарное право
Национальная безопасность
Общие права человека
Образовательное право
Обычное право
Профессиональная защита
Права детей
Правовая реформа
Психология и право
Проблемы юридического образования
Права человека
Право и образование
Прокурорский надзор
Правоохранительные органы
Право и безопасность
Приглашение к дискуссии
Право народов
Педагогика и право
Право интеллектуальной собственности
Парламентское право
Право и политика
Предпринимательское право
Природоресурсное право
Рецензии
Религия и право
Страницы истории
Слово молодым ученым юристам-международникам
Социология и право
Судебная экспертиза
Судопроизводство
Социальные права
Судоустройство
Сравнительное право
Инновационное право
Информационное право
История государства и права
История права
Избирательное право
Исполнительное производство
Интерэкоправо
Уголовный процесс
Уголовное право и криминология
Уголовно-процессуальное право
Уголовный процесс и криминалистика
Уголовно-исполнительное правоотношение
Уголовно-исполнительное право
Уголовное судопроизводство
Теория прав человека
Теория и история государства и права
Таможенное право
Теория права и государства
Теория
Трибуна молодого ученого
Философия права
Федеративные отношения
Экологическое право
Юридическая наука
Юридические конференции
Юридическая практика
Ювенальная юстиция
Юридическое образование
Юридическая этика
Ювенальное право
Альфа-Банк Кредитные карты [CPS] RU

Тинькофф Бизнес [CPS] RU

Бесплатная горячая линия 24/7

Тел. 8-800-350-23-69 (доб. 192)
Звонок по РФ бесплатный!

Рокетбанк [CPS] RU