Высокий уровень развития антикоррупционного самосознания – значимый психологический фактор противодействия коррупции
Интенсивная динамика интеграционных, экономических, социально-политических и иных процессов в обществе, применение инновационных технологий, в частности, оказывающих влияние на общественное сознание, создает условия формированию новых форм общественных и межличностных отношений. Использование в этих условиях достижений психологической науки, с целью успешного функционирования системы управления и обеспечения национальной безопасности государства, является весьма актуальным.
Совершенствование процесса государственного управления предполагает самосовершенствование носителя управленческой власти. А так как в основе всех успехов и неудач находится человек, с его надеждами и стремлением к самореализации, счастью, одной из основных задач психологии управления является изучение самосознания личности руководителя. Следует заметить, что самосознание соотнесено с сознательностью, когда познавательные процессы, волевые усилия и действия осознаются человеком.
Самосознание - «осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни».
С позиций современной психологической науки самосознание рассматривается как - «развивающийся в течение всей жизни процесс (реализуемый посредством механизмов идентификации и рефлексии), с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Данный процесс обладает определенной автономией от сознания, выступает по отношению к нему в роли (согласно В.П. Зинченко) своеобразного рефлексивного «деятеля», «наблюдателя».
Самосознание тесно связано с самооценкой, с анализом результатов своей деятельности, с учетом оценки себя окружающими. Самосознание помогает каждому заниматься самосовершенствованием, самообразованием и самовоспитанием.
Наиболее типичные недостатки в самосознании человека
- субъективизм, предвзятость, снисходительность, недостаточная самокритичность. Самосознание - не только рациональный, но и эмоциональный процесс, нередко неосознаваемое отношение к себе. Большую роль играет самосознание в профессиональном становлении личности.
В психологической науке феноменам сознание, самосознание, сверхсознание, в рамках различных научных (философских, психологических и др.) школ, посвящены многочисленные исследования (С.Л. Рубинштейна, 1957, 1989; Б.Г. Ананьева, 1977; Л.С. Выготского, 1984; А.Н. Леонтьева, 1965, 1977, 1993; В.Н. Мясищева, 1966; В.В. Столина, 1983; И.С. Кона, 1978; И.И. Чесноковой, 1977; М.М. Бахтина, 1980; Б.С. Братусь, 1988; А.Г. Асмолова, 1990; В.П. Зинченко, 1991; В.А. Ядова, 1998 и др.).
В публикациях представлен ряд методологических подходов и принципов, сформулирован понятийный аппарат, способствующий многостороннему изучению выше названных феноменов. В частности, самосознание личности изучалось в рамках таких подходов как: деятельностного, рассматривающего развитие самосознания личности с позиций формирующей роли предметно-практической деятельности (С.Л. Рубинштейна, 1957, 1989; А.Н. Леонтьева, 1965, 1977); знаково-семиотического, раскрывающего символико-образную компоненту самосознания (М.М. Бахтина, 1980); «жизненного пути», определяющего зависимость развития самосознания и индивидуально-психологических особенностей личности от специфики «жизненного пути» (Б.Г. Ананьева, 1977, С.Л. Рубинштейна, 1957, Б.И. Головаха, 1987 и др.); культурно-исторической теории (Л.С. Выготского, 1984) и др.
Согласно Л.С. Выготскому, самосознание человека развивается в шести направлениях: 1) рост и развитие собственного образа, 2)направленность этого процесса извне внутрь, 3) интегрирование, 4) суждение о себе по духовным масштабам,
5) ограничение собственной личности от окружающего мира, сознание своего отличия и своеобразия своей личности, 6) нарастание индивидуальной вариации развития самосознания и личности.
Проблему самосознания В.Н. Мясищев рассматривает в контексте структуры личности, отмечая при этом то, что формирование и развитие самосознания зависит от отношения человека к самому себе, к другим людям и их отношению к нему. В структуре самосознания психологами принято выделять - бытийный и рефлексивный слои. «Бытийный слой образуют биодинамическая ткань живого движения и действия. Рефлексивный слой образуют значение и смысл».
В рамках изучаемой проблемы особый интерес представляют исследования И.С. Кона (1978, 1983), И.И. Чесноковой (1977), Б.С. Братусь (1988), В.В. Столина (1983, 1985), Е.Т. Соколовой (1989), Д.И. Фельдштейна (1989), Л.Н. Собчик (1997) и др.
В исследованиях И.С. Кон, изучение самосознания личности связано с уровневой концепцией «образа - Я» и использованием понятия - установки. В соответствие с мнением автора «Я - образ» - установочная система, состоящая из трех компонентов: когнитивного, аффективного, поведенческого. Нижний уровень «Я - образа» включает неосознанные установки, выражающие самочувствие; средний уровень - осознание и самооценка отдельных свойств и качеств личности; высший уровень
- совокупность частных самооценок образующих относительно целостный образ; наивысший уровень - целостную систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием целей жизнедеятельности, путей и средств их достижения. Изучая самосознание, И.И. Чеснокова выделяет такие его аспекты как: познавательные (сапопознание), эмоционально-ценностные (самоотношение), действенно-волевые (саморегуляция), при этом обращает внимание на оценочную и эмоциональноценностную стороны самоотношения личности.
В.В. Столин основываясь на концепции А.Н. Леонтьева (о деятельности, сознании и личности), рассматривает самосознание как выражение психологической сущности личности - ее собственный личностный способ интеграции деятельности, интеграции и ие- рархизации ее мотивов. Автором предлагается модель многоуровневого строения самосознания. «Процессы самосознания и его интегральные образования обслуживают активность человека на каждом из уровней, выполняя роль обратной связи о «вкладе» субъекта в его собственную активность».
В контексте изучаемой проблемы представляют интерес результаты исследований Е.Т. Соколовой относительно психологических механизмов самоотношения, в основе которых, по мнению автора, лежат иерархия ценностей и предпочтений личности.
Изучая развитие личности в онтогенезе, Д.И. Фельдштейн обращал внимание на динамику самосознания в процессе ее социализации, проявлений чувства социальной ответственности.
Л.Н. Собчик основываясь на «Я - концепции» отмечает, с чем нельзя не согласиться, что «реальное Я» включает в себя самосознание, самооценку, самоконтроль личности. Согласно Л.Н. Собчик, «реальное Я» составляет основное ядро личности и ответственно - за выбор, решения, поступки. Тогда как «идеальное Я» носит в своем большинстве характер гиперкомпен- саторно-установочных проявлений индивида.
Ряд публикаций (Л.М. Дробижева, Г.У. Солдатова, В.И. Клементьев, И.А Снежкова, Б.А. Вяткин, Т.Н. Самсонова, С.Е. Овлакулиев, А.Г. Здравомыслов и др.) посвящен феноменологии самосознания личности и группы.
Необходимо отметить факт того, что отечественные ученые-психологии изучая феномен самосознания, внесли существенный вклад в понимание сущности этого явления, уточнили понятийный аппарат, выделили ряд («Я - образ», самооценка, самопознание, рефлексия и др.) структурных компонентов самосознания, посвятили многочисленные исследования вопросам формирования самосознания в общении и деятельности личности и др.
В зарубежной психологической науке, в рамках рассматриваемой проблемы, преобладают исследования направленные на изучение различных аспектов личности, в частности «образ Я» (З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, Э. Фром, Р. Бернс, Г Олпорт), конструкт «Я» (Келли), «Я - концепция» (К. Роджерс, Р. Бернс), внутренняя сущность личности (А. Маслоу) и др.
Рассматривая личность как открытую психофизиологическую систему, ядром которой является «Я», а особенностью
- стремление к самореализации внутреннего потенциала, активность, Г. Олпорт выделил восемь различных аспектов «самости», участвующих в развитии личности. Познание личностью себя, автор считает приоритетным, определяющим эффективность личностного роста12. Разделяя точку зрения Г. Олпорт, следует отметить, что полученные в ходе исследования результаты подтверждают ее.
Согласно данным Р. Бернса, самосознание включает в себя такие личностные установки как: «Я - реальное», «Я - идеальное». По мнению автора «Я реальное» установки - представление личности о себе (восприятие индивидом своих актуальных способностей, социальных ролей, актуального статуса), а «Я - идеальное» установки - представление личности о желаемом варианте своего развития.
< предыдущая |
---|