К вопросу о происхождении и эволюции международного терроризма
Господствующая в отечественной литературе точка зрения гласит, что до периода формирования современного постиндустриального общества образца 60-90-х гг. ХХ в. терроризм развивался как эпизодическое, спонтанное и локальное явление, не выходящее за национальные границы, ограниченное временными рамками. Основное предназначение терроризма, по мнению исследователей, виделось в том, чтобы быть радикальным средством внутриполитической борьбы. Со второй половины ХХ в. терроризм приобретает международный характер. Данное умозаключение основано на традиции определения терроризма, распространенной в отечественной и зарубежной научной литературе до 70-х гг. ХХ в. - времени всплеска террористических акций и переоценки взгляда на природу терроризма. Тогда было широко распространено мнение, что терроризм - это феномен исторического прошлого, по крайней мере, для политически развитых государств, средство борьбы периода формирования современной политической карты мира. Учёные второй половины ХХ в. воспринимали волну террора как возрождение криминального исторического опыта и перенос уже цивилизационно знакомых вариантов поведения в новую действительность - уже в международных масштабах. Насколько верно такое утверждение? Можно ли говорить, что международный терроризм появился лишь во второй половине ХХ века? Думается, что нет. Анализ политических доктрин предыдущих двух столетий и акций, совершенных для воплощения их в жизнь, свидетельствует, что террору уже в тот период времени присущи элементы международного характера.
Так, Н. Неймарк доказывает, что международный терроризм возник в период постнаполеновской реставрации. Аналогичной точки зрения придерживаются М. Фридланд, А. Син- клэйр, М. Бурлех, А. Бергесен и О. Лизардо. Все авторы находят истоки международного терроризма уже в ранних формах анархических акций Х1Х в. Анархизм с момента своего возникновения был интернационален и глобализирован. Волна политических убийств, взрывов бомб, массовых беспорядков, организованных анархистами, продолжалась в мире с середины Х1Х в. вплоть до начала Первой мировой войны. Газета «The New-York Times» в номере от 02 апреля 1881 г. назвала политическую ситуацию в Европе «террористической войной», указав на повсеместность террористических выступлений, неэффективность властных органов по борьбе с ними и приведя примеры в России, Германии, Франции, Великобритании общеевропейских террористических акций6. Нередко террористические акции осуществлялись с использованием иностранного элемента: либо как совместные международные акции, либо исключительно представителями зарубежных государств. Так, итальянский король Умберто I был убит американцем Г. Бреши; австрийская императрица Елизавета Баварская - итальянским анархистом Л. Луккени; президент США Маккинли - польским анархистом. Наконец, ярчайшим примером международного террористического акта является убийство на территории Дунайской империи представителем подпольной организации «Млада Босна» (Сербия) Г. Приници- пом наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его супруги, которое произошло 28 июня 1914 г. и стало поводом для начала Первой мировой войны.
Идеологи повстанческо-анархического направления (инсуррекционализма), такие как М. Штирнер, М. Бакунин придавали важное значение политическому насилию как методу построения нового мирового общества. Так, М. Бакунин называл насилие палочным страхом, средством убеждения и необходимой жертвой в политической борьбе. «Отец современного анархизма» призывал к массовым, общеевропейским выступлениям против официальной власти. Свою роль в данном процессе Бакунин видел в координации восстаний, их популяризации. Благодаря учению Бакунина по Южной Европе прокатилась волна политических выступлений.
В 1872-77 гг. действовала международная анархистская организация «Сент-Имьенский анархистский (антиавтори- тарный) Интернационал», которая объединила большинство анархистских федераций: испанскую, итальянскую, бельгийскую, британскую, голландскую, частично французскую, швейцарскую, германскую фракции. Программа анархистского Интернационала носила революционный характер, предполагала разрушение любой политической власти, солидарность анархических сил всех стран и единые действия для достижения поставленной цели.
В июле 1881 г. лидерами анархического движения Кропоткиным, Мостом и Малатеста был создан, так называемый Черный Интернационал. В его Манифесте прямо говорилось о предпочтительности террористической тактики над пропагандистской: «Действие, совершаемое против существующих институтов, в тысячу раз сильнее обращается к массам, чем тысячи листовок и потоки слов». В рамках этой организации действовали секции не только в Европе, но и в США (IWPA), в Мексике (Всеобщий конгресс мексиканских рабочих). В начале ХХ века Черный Интернационал активно действовал через свои фракции: «Тьера и либертад» («Земля и воля») в Испании, группу «Ла Батталья» («Борьба») в Бразилии, «Анторча» («Факел») и «Кульмине» в Аргентине. В Китае в 1914 г было создано Общество анархо-коммунистических товарищей, которое вело масштабную антиправительственную деятельность, включая убийства, организацию беспорядков и т.п. Можно сказать, что повсеместно в сфере негосударственного политического насилия в этот период времени господствовала идея П. Кропоткина, провозгласившего «Нам подходит все, что чуждо легальности. Наша задача - это непрерывный бунт словом, письмом, кинжалом и винтовкой или динамитом»
Оригинальное объяснение одновременности происхождения внутреннего и международного терроризма дают А. Бергесен и О. Лизардо. По их мнению, глобализации сопутствует эффект сопротивления, вариантом которого является терроризм. В обществах, в которых сильны демократические традиции, существуют общественные движения, инакомыслие, развитая политическая жизнь, терроризм имеет внутренний характер, протест направлен на собственный социум. В качестве примеров авторы приводят государства Латинской Америки и Европы. В другом случае, при господстве автократических, религиозных (арабо-исламских) режимов глобальное расширение прав и возможностей повлекло за собой негативную (гневную) реакцию на внешний мир, что приняло форму международного терроризма. Такая точка зрения не бесспорна, не подтверждается фактологией. Думается, что степень открытости общества играет определённую детерминантную роль в террористической динамике, но не является определяющим фактором. Практика показывает, что террористические акты, как внутреннего, национального, так и международного характера совершались и в открытых демократических, и в обособленных, традиционных государствах. В позиции указанных авторов привлекательна идея общности происхождения обоих вариантов терроризма, одинаковой роли глобализации в их становлении.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии в первом этапе истории террористического движения международного элемента, одновременном существовании и внутринационального и международного терроризма.
Помимо анархизма, террор в это время повсеместно использовался в рамках революционной и национально-освободительной борьбы. Выше в работе приводились примеры подобной практики политического поведения. Отметим, что все три формы терроризма уже тогда несли в себе международный компонент, и, соответственно, могут считаться вариантами международного терроризма.
В последующем происходит развитие интернационального терроризма, более четкое оформление его эволюционных вариантов. В научной литературе существует дискуссия о периодизации истории международного терроризма.
М. Фридланд предлагает разделить ее на четыре этапа: первый - до 1914 г. - анархический, характеризующийся господством анархического сегмента в структуре терроризма; второй - 1920- 1960 гг. - антиколониальный, в рамках которого основной террористический удар наносится в связи с антиколониальной борьбой; третий - 1968 - 1980-е гг. - «новое левое» движение - связанный с доминированием городской герильи и ростом левого радикализма и экстремизма; четвертый, начавшийся в 1979 г и продолжающийся по настоящее время - религиозная война, связанная с конфликтом, идейной основой которого являются конфессиональные ценности.
Б. Гейдж, Д. Рапопорт, в свою очередь, выделяют четыре основных последовательных этапа (волны) становления терроризма: восстание (революция), анархизм, освободительная борьба, религиозный конфликт. По мнению ученых, все четыре волны объединяет тактика, методы реализации идей, аура национальной подрывной паники, присущая всем событиям террора; революционный этап террористической идеи характерен для первой половины XIX в., далее - до начала ХХ в., следует этап анархический, ему на смену приходит этап освободительной борьбы, и, наконец, с 60-70 гг. прошлого века начинается последний, религиозный.
< предыдущая | следующая > |
---|