Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Гражданско-правовые аспекты договора инвестирования пенсионных накоплений. Частный детектив Украина - 1

Одной из наиболее серьезных задач является повышение привлекательности пенсионных фондов для работодателей и работников, в первую очередь за счет налоговых преимуществ для вкладчиков фондов. Другим важным аспектом, требующим пристального внимания законодателя, являются взаимоотношения пенсионного фонда и его доверительного управляющего.

Следует признать, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, направленные на обеспечение независимости негосударственных пенсионных фондов от их учредителей. Более того, антимонопольное законодательство не позволяет применительно к пенсионным фондам использовать понятие аффилированного лица. Согласно существующему определению, аффилированность могут иметь только физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в то время как НПФ, являясь некоммерческими организациями, такой деятельности не осуществляют).

Кроме того, в числе объектов, в которые запрещено инвестировать пенсионные резервы, отсутствуют ценные бумаги учредителей негосударственных пенсионных фондов и их аффилированных лиц. На наш взгляд, это делает негосударственные пенсионные фонды весьма уязвимыми для злоупотреблений со стороны учредителей.

Взаимодействие пенсионного фонда и его доверительного управляющего регулируется рядом нормативных актов и договором об управлении пенсионными резервами. Поскольку действующее законодательство регламентирует лишь наиболее общую часть отношений между НПФ и его управляющей компанией, содержание договора об управлении пенсионными резерва¬ми в настоящее время имеет определяющее значение.

Доверительное управление имуществом представляет собой сравнительно новый институт для отечественного гражданского права. Доверительное управление имуществом введено в законодательство Российской Федерации ч. 4 ст. 209 ГК РФ, гл. 53 ГК РФ в качестве самостоятельной правовой формы управления чужим имуществом, осуществления всех правомочий собственника в едином процессе деятельности по управлению чужим имуществом . В то же время, несмотря на полезное экономическое воздействие, достигаемое за счет передачи имущества в управление третьему лицу, правовое регулирование деятельности по доверительному управлению в России далеко не идеально. Многие положения о доверительном управлении не соответствуют экономической природе отношений, складывающихся между субъектами доверительного управления, и увеличивают риск утраты переданного имущества. В итоге, уменьшается положительное макро- и микроэкономическое воздействие от использования такого института оформления отношений по управлению .

Согласно ст. 1012 ГК РФ доверительный управляющий вправе совершать в отношении переданного ему в управление имущества любые юридические и фактические действия в интересах учредителя доверительного управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Управляющий ограничен в своих действиях по отношению к переданному ему учредителем имуществу только законом либо условиями договора доверительного управления. Исключение составляет лишь недвижимое имущество, распоряжение которым управляющий вправе осуществлять только, если такое право предоставлено ему законом или договором с учредителем.

В качестве существенных условий договора доверительного управления п. 1 ст. 1016 ГК РФ определяет:
1)    состав имущества, передаваемого в управление;
2)    наименование (имя) учредителя и/или выгодоприобретателя;
3)    размер и форму вознаграждения управляющего;
4)    срок действия договора.

В ГК РФ сформулированы основные принципы договора доверительного управления имуществом, важнейшими из которых являются:
1)    обособление имущества доверительного управления от имущества управляющего и иного имущества (ст. 1018 ГК РФ);
2)    презумпция ответственности доверительного управляющего за прямые убытки и упущенную выгоду (ст. 1022 ГК РФ);
3)    обусловленность права управляющего на вознаграждение и возмещение расходов наличием доходов от использования имущества доверительного управления (ст. 1023 ГК РФ);
4)    выделение денежных средств и ценных бумаг в качестве особых объектов доверительного управления (ст.ст. 1013, 1025 ГК РФ).

Закон № 75-ФЗ содержит ряд специальных норм, регулирующих отношения по управлению пенсионными резервами. Так, Закон № 75-ФЗ устанавливает, что договор доверительного управления пенсионными резервами должен соответствовать условиям, утвержденным Правительством РФ (ст. 25), а ценные бумаги, в которые размещены пенсионные резервы, управляющий должен хранить на отдельном счете, открытом на его имя в специализированном депозитарии пенсионного фонда (ст. 26).

Отношения по доверительному управлению пенсионными резервами также регулируются иными нормативными актами. Так, согласно ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. №    128-ФЗ,    доверительное
управление пенсионными резервами является лицензируемым видом деятельности.

Доверительный управляющий обязан учитывать операции с имуществом, составляющим пенсионные резервы, на отдельном балансе в соответствии с учетной политикой фонда и формами учета, установленными для НПФ.
Нормативно неопределенными в настоящее время остаются такие важные элементы договора доверительного управления пенсионными резервами, как:
—    содержание понятия «должная заботливость управляющего»;
—    показатель эффективности управления и алгоритм его расчета;
—    исходные данные для расчета показателя эффективности управления, вознаграждения управляющего;
—    содержание понятия «упущенная выгода»;
—    порядок расчета вознаграждения доверительного управляющего;
—    возможность предоставления доверительным управляющим гарантий относительно результатов управления.

Договор доверительного управления имуществом оформляет отношения по управлению чужим имуществом в интересах его собственника (или иного управомоченного лица - кредитора в обязательстве, субъекта исключительного права) либо иного указанного им (третьего) лица. Необходимость в управлении имуществом может быть обусловлена волей собственника или управомоченного лица, обусловленной, например, его неопытностью или невозможностью самостоятельно использовать некоторые виды своего имущества. Такого рода отношения могут оказаться необходимыми и полезными не только для частных, но и для публичных собственников. Наконец, собственник по известным ему причинам может пожелать одарить кого-либо, установив доверительное управление в пользу такого названного им лица (выгодоприобретателя) .

В соответствии с российским гражданским законодательством, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (ст. 1012 ГК РФ).

Анализ содержащегося в законе определения, а также конкретных видов передачи имущества в доверительное управление позволяет выделить ряд отличительных черт указанного договора:
а)    это особый договор по управлению имуществом собственника в интересах самого собственника либо названного им другого лица - выгодоприобретателя. При этом мотивы совершения собственником подобных действий могут быть различными: желание передать имущество в руки профессионала с целью его приумножения; желание материально поддержать другое лицо - выгодоприобретателя и т.п.

б)    передача имущества в доверительное управление есть форма реализации собственником своих правомочий, предоставленных ему п. 4 ст. 209 ГК РФ. Именно собственник определяет цель учреждения доверительного управления, объем передаваемых правомочий, а также лицо, в интересах которого доверительный управляющий должен действовать. В качестве такового собственник может назвать самого себя, а также, за определенными исключениями, любое другое лицо. В последнем случае договор доверительного управления имуществом становится разновидностью договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ);
в)    данный договор порождает обязательственные отношения между учредителем управления и доверительным управляющим и не влечет перехода права собственности к последнему;
г)    договор носит длящийся характер, т.е. заключается на определенный срок для совершения целого
д)    доверительный управляющий вправе совершать не только юридические, но и любые фактические действия в интересах собственника или выгодоприобретателя;
е)    по договору управления имуществом доверительный управляющий должен действовать от своего имени, но обязательно указывая, что он является управляющим. В случаях, не требующих письменного оформления, он делает это устно, а при подписании письменных документов, включая сделки, после своего имени или наименования он ставит отметку “Д.У.”.

Договор доверительного управления имуществом является реальным, двусторонним и, по общему правилу, возмездным. При этом, “...несмотря на некоторое сходство с договорами поручения, комиссии и агентским, договор доверительного управления не входит в группу договоров об оказании юридических услуг, а представляет вполне самостоятельную разновидность гражданско-правового договора, порождающего обязательства по оказанию услуг” .

Как видно из определения договора доверительного управления имуществом, данный договор сконструирован как реальный, а это означает, что договор доверительного управления имуществом считается заключенным с момента передачи учредителем доверительного управления соответствующего имущества доверительному управляющему (п. 2 ст. 433 ГК РФ). Таким образом, для возникновения обязательства доверительного управления имуществом требуется сложный юридический состав, состоящий из двух юридических фактов: подписания сторонами соглашения и передачи доверительному управляющему имущества, являющегося объектом указанного соглашения.

Реальный характер договора доверительного управления имуществом имеет определенное значение для квалификации возникающего из него обязательства как обязательства по оказанию услуг, поскольку в круг данного обязательства не входят обязанности учредителя по передаче имущества доверительному управляющему, как это имеет место во всех обязательствах, направленных на передачу имущества: купля-продажа, мена, дарение, аренда, ссуда и др. Как верно отмечает Л.Ю. Михеева, “данный договор и не мог быть сконструирован как консенсуальный. Предметом его яв¬ляются действия управляющего, совершение которых без обладания имуществом невозможно” .

Договор доверительного управления является двусторонним и, как правило, возмездным, хотя из самого определения понятия данного договора не следует каких-либо обязанностей учредителя доверительного управления (п. 1 ст. 1012 ГК РФ). Однако в соответствии со ст. 1023 ГК РФ доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества. А, как известно, в относительном правоотношении, каковым является обязательство, праву, которым наделяется одна из сторон, всегда противостоит обязанность контрагента.

Правда, некоторые вопросы вызвало в юридической литературе сопоставление нормы, содержащейся в ст. 1023, и положения п. 1 ст. 1016 ГК РФ, согласно которому в договоре доверительного управления имуществом должны быть указаны размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата такого вознаграждения предусмотрена договором. Суть проблемы состоит в определении отношения к договору доверительного управления имуществом, в котором вообще не содержится условий, свидетельствующих о его возмездности (или безвозмездности).

Следует отметить, что в английском праве обязанности доверительного собственника считаются «строгими и обременительными». К обязанностям доверительного собственника в Англии относятся:
1.    Содержать и сохранять имущество в доверительной собственности, которое должно содержаться отдельно от собственного имущества доверительного собственника и от любого другого имущества, в отношении которого доверительный собственник является доверительным собственником, если только он не уполномочен объединить в общий фонд имущество в доверительной собственности с другим имуществом в доверительной собственности в целях укрупнения объединенного фонда активов.
2.    Сохранять стоимость фонда доверительной собственности путем инвестирования в те объекты, на которые он уполномочен, или в соответствии с Trustee Investment Act 1961.
3.    Управлять имуществом в доверительной собственности честно и в интересах всех бенефициариев и соблюдать справедливость и справедливый баланс между теми бенефициариями, которые назначены в качестве бенефициариев, и теми, которые будут назначены в будущем. В некоторых случаях доверительный собственник уполномочен отдавать предпочтение одним бенефициариям перед другими, если только такое предпочтение не основано на неразумных или ненадлежащих обстоятельствах.
4.    Представлять точные отчеты бенефициариям, распределять доход, на который они имеют право, и вести отчетность и документы по доверительной собственности в доступной для контроля бенефициариев форме.
5.    Не допускать конфликтов между собственными интересами и своим фидуциарным долгом, не извлекать выгод из своего положения.
6.    Действовать так, как действовал бы разумный бизнесмен при ведении собственных дел, если доверительная собственность безвозмездна. Если она возмездна, то действует высший стандарт заботливости, включающий оправдание ожиданий бенефициариев в отношении профессионализма доверительного собственника .

Если доверительный собственник нарушает условия доверительной собственности, то он ответственен за:
A)    любую выгоду или приобретенное имущество вследствие этого нарушения, которые содержатся у доверительного собственника на условиях constructive trust;
Б) любой убыток, причиненный им вследствие ошибочного распределения фонда доверительной собственности;
B)    любое уменьшение фонда доверительной собственности .

Обязанности доверительного собственника являются либо обязанностями по праву справедливости (например, проявлять разумную заботливость, диверсифицировать риски по инвестициям, обеспечивать надлежащую отчетность), либо фидуциарными обязанностями. Доверительный собственник должен действовать добросовестно, не должен действовать в свою пользу или в своих интересах либо в пользу третьего лица, если на то нет согласия лица, перед которым он имеет свои фидуциарные обязанности, не должен допускать конфликта собственных интересов со своими фидуциарными обязанностями.

С учетом изложенного, основные задачи российского законодателя в регулировании отношений по доверительному управлению пенсионными резервами, на наш взгляд, должны состоять в следующем:
1.    Формулирование четкого определения аффилированных лиц для негосударственных пенсионных фондов.
2.  Установление более жестких ограничений на инвестирование средств пенсионных резервов в ценные бумаги учредителей и вкладчиков негосударственных пенсионных фондов, а также их аффилированных лиц.
3.    Формирование налоговых условий, стимулирующих работников и работодателей к вложению средств в негосударственные пенсионные фонд.

В заключение отметим, что необычные и противоречивые правовые конструкции, появляющиеся в отечественном законодательстве в пенсионной сфере, не в последнюю очередь вызваны неопределенным статусом Пенсионного фонда Российской Федерации. Очевидно, что Пенсионный фонд Российской Федерации не является органом государственной власти, но и обычным хозяйствующим субъектом его считать никак нельзя, поскольку он наделен целым рядом публично-правовых функций и полномочий. Четкое законодательное определение правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации, его прав, обязанностей, компетенции и ответственности являет собой одно из важнейших условий успеха пенсионной реформы.

 

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 5 (7) 2008





   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info