Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Трудовое право К вопросу о предъявлении к работникам моральных и нравственных требований

К вопросу о предъявлении к работникам моральных и нравственных требований

Говоря о предъявлении к работникам моральных и нравственных требований, мы чаще всего имеем в виду ра­ботников, в отношении которых данные требования пред­усмотрены специальным федеральным законом или Трудо­вым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ). Так, работник, выполняющий воспитательную функцию, может быть уволен на основании пункта 8 части 1 статьи 81 ТК РФ за совершение аморального проступка, несовместимого с про­должением данной работы. Пункт 2 статьи 336 ТК РФ пред­усматривает дополнительное основание расторжения трудо­вого договора с педагогическим работником за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, что, по сути, является несоблю­дением этических норм. Статья 8 Федерального конституци­онного закона Российской Федерации от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает, что судьей Конституционного суд РФ может стать гражданин Российской Федерации с безупречной ре­путацией. Статья 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) закрепляет, что прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную ак­кредитацию образовательной программе и обладающие не­обходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Статья 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403 «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее - Закон о следственном комитете) указывает, что сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную ак­кредитацию образовательной программе, обладающие необ­ходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Вместе с тем с принятием и вступлением в законную силу профессиональных стандартов в отношении отдельных долж­ностей (профессий) моральные и нравственные требования могут предъявляться к работникам без прямого указания в специальном федеральном законе или в ТК РФ. Такие требо­вания содержатся, например, в п. 3.3.3 Профессионального стандарта «Социальный работник»; п. 3.1.1 Профессиональ­ного стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфе­ре дошкольного, начального общего, основного общего, сред­него общего образования) (воспитатель, учитель)»; п. 3.1.1 Профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом»; п. 3.1.1 Профессионального стандарта «Специа­лист по педиатрии»8, В указанных профессиональных стандар­тах при описании трудовой функции работника используется формулировка «соблюдение моральных и нравственных тре­бований профессиональной этики» (или аналогичная), либо закрепляется отсылочная норма на кодексы профессиональ­ной этики. И если юридическая природа кодексов профессио­нальной этики является неоднозначной, то профессиональные стандарты являются нормативными правовыми актами. Сле­довательно, в данном случае моральным и нравственным тре­бованиям профессиональной этики придается статус нормы объективного права путем включения указанных требований в нормативные правовые акты.

К вопросу о предъявлении к работникам моральных и нравственных требований на основании профессиональных стандартов

В связи с закреплением в профессиональных стандартах требований о соблюдении моральных и нравственных требо­ваний профессиональной этики категории морали и нрав­ственности в трудовом праве приобретают качественно новое значение. Данные требования предъявляются к работнику при выполнении той или иной трудовой функции и должны рас­сматриваться непосредственно применительно к указанной функции. Так, например, в соответствии с пунктом 3.1.1 Про­фессионального стандарта «Социальный работник» работ­нику необходимо соблюдать требования кодекса профессио­нальной этики при выполнении таких действий, как помощь в приготовлении пищи (например, должны учитываться пред­почтения в еде, основанные на религиозных представлениях), помощь в написании и прочтении писем (например, нераз­глашение сведений, представляющих интерес для клиента). В то же время в соответствии с пунктом 3.3.4 Профессиональ­ного стандарта «Социальный работник» соблюдение кодекса профессиональной этики не требуется при выполнении таких действий, как помощь в оформлении необходимых докумен­тов и получении клиентом социальных услуг, пособий, ком­пенсаций и т.д.

Другими словами, законодатель определил обязательные условия выполнения порученной работнику работы, при не­соблюдении которых можно считать, что порученная работа не выполнена, а работник не справился с трудовой функцией. Исходя из логики законодателя, за нарушение установленных требований об условии выполнения работы, то есть за нару­шение требований о соблюдении моральных и нравственных норм профессиональной этики, к работнику может быть при­менено дисциплинарное взыскание. При этом такое право работодателя не обуславливается ни наличием специальных нормативных правовых актов, ни отнесением работников к определенной категории.

Следовательно, если для работодателя применение про­фессионального стандарта является обязательным в силу пря­мого указания нормативного правового акта, работодатель должен учитывать содержащиеся в них требования при при­нятии локальных нормативных актов, а на работника может быть возложена дисциплинарная ответственность за несоблю­дение моральных и нравственных требований, содержащихся в соответствующих профессиональных стандартах. Этот факт свидетельствует о повышении роли моральных норм и нрав­ственных принципов в сфере трудового права, поскольку с принятием профессиональных стандартов установление до­полнительных этических - моральных и нравственных - тре­бований становится возможным не только по отношению к специальным субъектам, наделенных определенным статусом и правомочиями на основании федеральных законов, но и по отношению к более широкому кругу работников.

Трудо­вой кодекс Российской Федерации

Вместе с тем при предъявлении к работникам моральных и нравственных требований на основании профессиональных стандартов возникает ряд вопросов. Во-первых, возникает во­прос, можно ли привлечь работника к ответственности за не­соблюдение моральных и нравственных требований профес­сиональной этики, если работодатель не привел локальные нормативные акты в соответствие с требованиями профессио­нального стандарта? Представляется, что привлечь работника к дисциплинарной ответственности можно, только если требо­вания о соблюдении моральных и нравственных норм профес­сиональной этики содержатся в локальных нормативных ак­тах работодателя. При этом не изменяется трудовая функция работника, а вводятся новые условия выполнения порученной работнику работы. У работодателя отсутствует возможность сохранить условия работы в прежнем виде, поскольку необ­ходимость изменения должностных инструкций сотрудников связана с требованиями законодательства. В этом смысле при принятии новой должностной инструкции не требуется учет мнения представительного органа работников в соответствии со статьей 372 ТК РФ. Данная позиция подтверждается судеб­ной практикой, например, Апелляционным определением Ростовского областного суда от 26 мая 2016 года по делу № 33- 8683/2016.

Второй вопрос связан с отсутствием единой терминоло­гии, применяемой законодателем. В одних профессиональ­ных стандартах, например, в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего об­разования) (воспитатель, учитель)» говорится о соблюдении нравственных и этических требований профессиональной этики. С точки зрения философии моральные и нравствен­ные требования являются частью этических требований, по­этому можно говорить, что законодателем нарушена логика изложения материала. В других профессиональных стандар­тах, например, в Профессиональном стандарте «Социальный работник» указывается на необходимость соблюдения требо­ваний Кодекса профессиональной этики социального работ­ника. Вместе с тем остается спорной юридическая природа таких кодексов. Как высказался Конституционный Суд РФ В Постановлении от 28 февраля 2008 года № 3-П, кодексы про­фессиональной этики находятся за пределами традиционной классификации источников права, и могут иметь статус ис­точника права, только если аналогичные основания привле­чения к дисциплинарной ответственности содержатся в со­ответствующих нормативных актах. В тех профессиональных стандартах, где нет указания на необходимость соблюдения требований определенного кодекса профессиональной этики, остается неясным вопрос, должны ли где-то быть закреплены моральные и нравственные требования или эти понятия явля­ются оценочными и будут иметь ситуативный характер? Сле­довательно, каждый из нас может вкладывать в эти понятия свой смысл, и в случае судебного спора решающую роль будут иметь аргументированность и авторитетность предлагаемых версий. В третьих профессиональных стандартах говорится о необходимости соблюдения норм этики и делового общения. Однако в законодательстве также отсутствуют понятия норм этики и делового общения.

ЩЕРБАКОВА Олеся Васильевна
аспирант кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info