Сохранение традиционных ценностей и международные обязательства Российской Федерации в рамках реализации права на образование
В настоящий момент вопрос сохранения традиционных ценностей человечества разделил мировое сообщество на два лагеря, став камнем преткновения в международных отношениях. Как думается, причину данного противостояния, центральное место в котором занимает Россия, необходимо искать, прежде всего, в исторически сложившихся идеологиях разных государств. Кратко рассмотрим, как менялись государственные идеологии в России и западных государствах.
В дореволюционной России принятую идеологию можно охарактеризовать известным выражением министра просвещения графа С. С. Уварова: «Православие — самодержавие — народность». Согласно этой идеологии православная вера и самодержавие являлись основными столпами российской государственности. Народность же понималась как следование собственным традициям, основанным на православной вере, отвержение чуждых западных ценностей и собственный национальный путь.
Советская Россия попыталась полностью отойти от идеологии Российской империи, встав на путь воинствующего атеизма. Однако, просуществовав до начала 90-х гг. XX в., атеистическая идеология не смогла изменить веками сложившиеся ценности и национальную идентичность многонационального русского народа, хотя, бесспорно, оказала негативное влияние на духовно-нравственное состояние общества, которое проявилось после того, как идеология прекратила свое существование, а основанная на ней государственность была разрушена.
После распада Советского Союза в России, отказавшейся на государственном уровне от атеистической идеологии, было принято решение не устанавливать никакой идеологии. Так, согласно ст. 13 Конституции России 1993 г. «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Однако представляется, что данное положение является нонсенсом, поскольку ни одно государство не может существовать без идеологии в том или ином виде. Поэтому по факту была воспринята западная идеология — идеология «поклонения человеку» и культуры потребления.
Под идеологией «поклонения человеку» следует понимать закрепление на уровне государственной политики и государственного законодательства возможностей удовлетворения любых пожеланий человека, независимо от их моральнонравственной оценки. Начало легализации данной идеологии было положено в результате победы Французской революции 1789 г., что нашло отражение в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Основным постулатом Декларации 1789 г. можно считать провозглашение свободы «делать все, что не наносит вреда другому» (ст. 4). Этим положением были фактически сняты все морально-нравственные запреты. Постепенный отход от принятых в западном обществе норм поведения и традиционных ценностей привел Западную Европу и США к тому, что противоестественные отношения, считавшиеся до недавнего времени с духовно-нравственной точки зрения грехом, а согласно государственному законодательству — преступлением, признаются сегодня в этих странах нормой. Ярким примером тому может служить легализация однополых браков, возможность усыновления детей однополыми парами, проекты законов о легализации педофилии и инцеста и т.п. О том, что противоестественные отношения становятся нормой, свидетельствует судебная практика и государственная политика ряда западноевропейских государств и США.
Так, например, в декабре 2013 г. итальянский суд оправдал шестидесятилетнего социального работника Пьетро Ламбер- ти, который имел сексуальные отношения с одиннадцатилетней девочкой из неблагополучной семьи, находящейся под его опекой. Основанием для вынесения подобного решения стали записи телефонных разговоров между г-ном Ламберти и девочкой, прослушав которые суд решил, что у них «подлинные чувства».
В Норвегии в 1992 г. вступил в силу закон об однополых браках, а в 2009 г. правительство Норвегии начало процесс внедрения идеологии представителей однополых союзов в детские сады и ясли. Издание «нетрадиционной» детской литературы осуществляется в соответствии с указаниями Парламента Норвегии «О гендерном равенстве в детсадах», а также является проектом Министерства образования Норвегии в рамках «Плана действий по обеспечению гендерного равенства в детсадах в 2008-2010 гг.».
Эти примеры среди множества подобных свидетельствуют об отходе западных стран от традиционных ценностей человечества, прежде всего, от понятия семьи как союза мужчины и женщины.
Верховный Суд США признал Закон о защите брака 1996 г., который определял брак как правовой союз между мужчиной и женщиной и называл супругами лиц разного пола, неконституционным и ограничивающим права однополых пар. Во исполнение данного решения Верховного Суда в августе 2013 г. Министерство обороны США объявило о том, что лица нетрадиционной ориентации в погонах, состоящие в зарегистрированных браках, будут получать такие же льготы, как и все состоящие в традиционном браке.
Анализируя вышеприведенные примеры, важно отметить, что, как сказал Президент Российской Федерации В. В. Путин, пересматривая нормы морали и нравственности, от общества требуют «обязательного признания равноценности добра и зла... противоположных по смыслу понятий» . Иными словами, речь идет не о запрете дискриминации по признаку сексуальной ориентации, а именно о равнозначности понятий семьи — союза мужчины и женщины и так называемой «однополой семьи». Причем любые проявления несогласия с данной позицией критикуются и осуждаются на международном уровне.
Например, в резолюции, принятой на 65-й сессии Комитета ООН по правам ребенка, была отмечена обеспокоенность ООН принятием в России закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Эксперты ООН предложили «скандальный» закон отменить, а вместо этого сосредоточить усилия государства на повышении информированности общества о равенстве людей разной сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Однако Президент России В. В. Путин, указывая на процесс разрушения традиционных ценностей в некоторых странах мира, отметил, что это может привести к негативным последствиям для всего общества.
О последствиях разрушения традиционных ценностей предупреждает также и Русская православная церковь. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «никакими правоохранительными средствами не победить грех, а коррупция и криминал — это результат греха человека. Раскрепощенное общество потребления не может справиться с обузданием человеческих пороков и отказывается от этого. Пороки легализуются, законодательно оправдываются. Все это, в конце концов, приводит к разрушению человеческой личности, к невероятному кризису, который попеременно вспыхивает в области экономики, финансов, экологии, политики». Понимание данной причинно-следственной связи существует и на государственном уровне.
Так, в своем Послании Федеральному Собранию В. В. Путин сказал о необходимости защиты традиционной семьи, отметив, что Россия сильна «многовековым опытом не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совместной органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства». Кроме того, В. В. Путин отметил, что «в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей» и что роль России состоит в том, чтобы воспрепятствовать «движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию».
Таким образом, современный конфликт по поводу сохранения традиционных ценностей человечества стал естественным следствием возрождения России и возврата ее к своей национальной идентичности после 70 лет воинствующего атеизма и 20 лет «западного пути», являвшихся противоестественными для нашего государства. Определив позицию России в сфере сохранения традиционных ценностей человечества, необходимо проанализировать, насколько данная позиция соответствует ее международным обязательствам в сфере реализации права на образование.
Так, согласно п. 2 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
Подобное положение содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в соответствии с п. 1 ст. 13 которого «образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Образование должно. способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
Из данных положений можно выделить два основных обязательства, выполнение которых государства должны гарантировать на национальном уровне в процессе реализации права на образование. Во-первых, целью образования должно быть развитие человеческой личности с сознанием собственного достоинства, способной к взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами. Во-вторых, образование должно содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
< предыдущая | следующая > |
---|