Культура и право (проблема соотнесения)
«Jusestarsboni et aequi» (лат.).
Право есть искусство добра и справедливости
При рассмотрении таких обширных понятий, как «культура» и «право», необходимо обозначить для себя уровни этих двух терминов. Как нам видится, «культура» есть более широкое понятие, чем «право», т.е. «право есть феномен культуры». Один из первых исследователей культуры, антрополог Э. Тэйлору раскрывает культуру следующим образом: «Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества». В оригинале это звучит так: «Culture is that complex whole which includes knowledge, belief, art, morals, law, custom, and any other capabilities and habits acquired by man as a member of society». Мы же попробуем дополнить это определение. Будем понимать культуру как совокупность морали, философии, науки, искусства, религии, права, мифологии, мистики и некоего сакрального.
В вопросе о праве, впрочем, так же, как и в вопросе о культуре, следует избегать универсальных определений. В конце XX в. по-прежнему нет дефиниции, которая была бы общепризнанной. В самом простом (обыденном) понимании право - это, конечно, закон, мораль, обычаи. Мы при определении данного понятия будем отталкиваться от источников права, его основных признаков и сущности. И на каждом этапе попробуем выяснить связь с культурой и выявить те грани, которые тесно соприкасаются с другими аспектами культуры.
speed dating киев
Говоря об источниках, принято выделять следующие традиционные источники права: правовой (санкционированный) обычай, правовой (судебный или административный) прецедент, нормативный (нормативно-правовой) акт.
Под обычаем понимают устойчивую норму поведения в обществе, которую принимает определенная социальная группа. Обычай не только регулирует поведение и направляет деятельность, но и определяет групповую психологию, систему воспитания и различных обрядовых действий. Обычаи представляли собой основу социальных норм, которые способствовали формированию мировоззрения, регламентировали различные виды деятельности и отношений в обществе. В основе обычаев, на ранних этапах развития общества, лежали мифологическое воззрение, культы, обряды, на более поздних стадиях моральные и религиозные представления. С появлением устойчивых политических и других государственных институтов нормы обычаев, традиции, обряды и табу трансформируются в публично принимаемые нормы права.
Таким образом, источник права - обычай, который является первым признаком того, что право есть часть культуры. Обычай - это не просто инстинктивный способ поведения, а такая форма регуляции, которая осознанно воспроизводится в обществе или социальной группе и является общепринятой для всех его членов. Как писал В.Ф. Оствальд: «То, что отличает человека от животных, мы называем культурой»При рассмотрении обычая мы не можем не отметить, что эта сторона права тесно связана с такими элементами культуры, как мифология, религия и мистика.
С появлением государства возникает возможность, а в дальнейшем и необходимость сознательного регулирования отношений в интересах всего общества или его определенных слоев - возникает законодательство. В это время главным источником права является правовой (судебный или административный) прецедент. Такое право направлено на прошлое, т.е. в правовых актах закрепляются различные судебные и административные решения проходивших по конкретным делам. Правовой (юридический) прецедент распространяет свое влияние на все подобные случаи в настоящем, а в иных случаях дела рассматриваются в новом ключе и проводится специальное разбирательство, с вынесением решения возникает новый прецедент. Можно согласиться с В.Н. Бондаренко в том, что «художественно-образный тип мировоззрения способствует становлению и развитию права тем, что в нем всеобщее, общее и особенное выражаются по преимуществу с помощью единичного, уникального, неповторимого», что все авторы права, «... осознавая это или нет, стремятся к красивому оформлению правовых правил и норм...». Здесь подчеркивается общность права и одного из самых важных элементов культуры - искусства.
На той или иной стадии его развития, «всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну главную ценность...». Если обычаи возникали на уровне интуиции, опыта и наблюдении, то правовой прецедент возникает в процессе умозаключения и логики. В данном контексте право вплотную приближается к науке - к еще одной грани культуры. Наука, особенно современная, нацелена на практическую проверку, реализацию своих теоретических положений. В силу такой специфики она оказывает существенное воздействие на правовую деятельность во всех её аспектах.
И третьим источником права являются нормативно-правовые акты, их создание, принятие и применение. Создание правовых актов требует активной правотворческой инициативы и деятельности, что благоприятно сказывается на развитии теоретического права. Непрерывность такого процесса, как создание правовых актов, позволяет объективно коррелировать законодательство и оперативно реагировать на все изменения в обществе. Благодаря этому общество развивается в направлении правового общества более высокими темпами.
Конечно же, говоря о нормативных и нормативно-правовых актах в данном смысле, мы говорим об идеальности данной модели. На практике стремление определенных классов подчинить своей воле как законодательный, так и чиновничий аппараты приводит к наклонению законодательства в определенную сторону. Именно здесь необходимо помнить о том, что право есть важная часть культуры, которая неразрывно связана с другими её феноменами. Право взаимодействует не только с наукой, но и с философией. Философия основывается, прежде всего, на разуме, на самой высшей человеческой рефлексии. Поэтому она задает тон, направленность, смысл содержание и формы всей правовой деятельности. Вместе с тем право связано с моралью, что оказывает положительное воздействие на все стороны общественной деятельности людей.
Основным признаком права, как мы уже подчеркивали, является регулирование общественных отношений, а культура - это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Поэтому следует сказать, что право, как регулятор общественных отношений, должно обеспечивать общечеловеческую справедливость, учитывать индивидуальные интересы личности, но при условии, что они не противоречат интересам других людей, давать возможность свободного волеизъявления и в то же время быть мерой ограничения свободы. Все эти правовые нормы учреждаются государством и закрепляются в законодательных актах. Как мы видим, это принципиальное отличие права от других элементов культуры (морали, искусства, религии и т.д.).
Мы рассмотрели несколько источников права, попробовали выявить смежное с другими аспектами культуры, обобщить, но в то же время и определить их существенные отличия. Мы понимаем, что данная статья даёт только постановку проблемы соотнесения понятий культура и права, и нужны более глубокие исследования в обозначенной проблеме.