К вопросу о предпосылках философской новизны в связи с предпосылками формирования правового сознания
Процесс развития культуры в эпоху глобализации органичным образом сопряжён с поиском новизны самого философского мышления.
В современной нам философии (как западной, так и восточной) происходит процесс унификации философских и культурных традиций. Так, следуя традиции, мы больше всего опираемся на западные источники, чем на отечественные. В связи с этим возникает вопрос о том, а насколько мы в состоянии обратиться к новизне самой философии?
Эпоха глобализации связана с той интенцией, что ничего нового в философии создать уже невозможно. Так, к делу подходит историческая философия. Поэтому нам необходимо вернуться к обоснованию понятия самой «новизны».
В философии, как учении о сущем, можно, видимо, выразить саму возможность философской новизны. Но для этого необходимы определённые предпосылки. Одна из них требует признания обозримости социокультурных смыслов.
Однако, если различать новизну языковую и концептуальную (методологическую), то правовая новизна, по сути дела, означает введение новых терминов, слов в философский оборот. Вместе с тем, «ленивый разум» (Г.В. Лейбниц) означает наше нежелание мыслить. Люди, в современную нам эпоху, действительно, зачастую подчиняются «голосу своих желаний» и оказываются удалёнными от своего правового разума.
Исследователи философских проблем часто вводят новые слова, термины, но в результате они занимаются только переформулированием прежних проблем.
Понятно, что это не должно быть главным при определении философской новизны, сопряжённой с осмыслением правовых и нравственных проблем. Ведь философия призвана не спать, а грезить о новых теоретических мирах; она должна, как полагает Г.В. Лейбниц, додумывать до конца свой выбор.
Другая предпосылка развития философии права, а, следовательно, самой новизны и новаторского «духа» теоретических концепций, заключается в самой языковой новизне. Эта новизна, которая содержится в «нравственной субстанциальности», видимо органичным образом, сопряжена с самой радостью мысли по поводу утверждения законов права. Мы, зачастую, не только не домысливаем последствия своих социальных и интеллектуальных решений, но и вообще склонны как бы приостановить свою мысль, тем самым, блокировать свою разумную и, в сущности, правовую волю.
Материальные отношения - экономические, производственные, технологические - обуславливают развитие соответствующих правоотношений. Эти правоотношения обеспечивают правовую основу разрешения народнохозяйственных задач, юридически фиксируют достигнутые результаты сотрудничества, закрепляя их единство каждый раз на новой ступени, в свою очередь оказывают воздействие на развитие сотрудничества.
Научно-техническая революция, интегрируя различные начала, аспекты и факторы исторического процесса, - отмечает П.Н. Федосеев, - стала своеобразным полем пересечения и активного взаимодействия философского, естественнонаучного, социального и гуманитарного знания.
Духовное богатство, накопленное человечеством, человеческим родом, тиражируемое с помощью новейших достижений научно-технической революции, делает духовные ценности более доступными каждому индивиду, чем прежде. Передаваемая современными средствами массовой коммуникации информация способна приблизить данные ценности к каждому человеку, но ему ещё необходимо «прикоснуться» к ним, чтобы стать духовно богаче, а не беднее. В этой связи, право должно стремиться к максимальному доступу к ценностям духовного богатства как можно большему числу людей упорядочивая и гармонизируя общественные отношения.
Нам думается, что такая предпосылка выражения философской новизны, как наслаждение от самого процесса правового мышления, выступает как раз и способом преодоления «ленивого разума». Радость самого правового мышления позволяет преодолевать «сон интеллекта», преодолевать разрывы бытия, в которые, зачастую, вклиниваются человеческие желания, имеющие не только рациональный, но и иррациональный характер.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 3 (70) 2014
Пяточная шпора представляет собой изменение мягких тканей, в результате которого появляется костное разрастание в области подошвенной поверхности пятки. Пяточная шпора вся подробная информация на сайте http://www.edemmed.ru