РОМАНОВСКАЯ Вера Борисовна
доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
ТИМОФЕЕВ Евгений Александрович
кандидат юридических наук, ассистент кафедры теории и истории государства и права Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
Состояние современной юридической теории, как в России, так и за рубежом, сегодня часто описывают в категориях кризиса1. Да и само право переживает серьезные изменения в условиях глобального постиндустриального общества. Однако, на наш взгляд, проблема кризиса заключается не в изменениях классических юридических институтов и регулируемых ими правовых отношений. Говоря о кризисе в правопонимании, мы не имеем в виду также пересмотр устоявшихся точек зрения или отказ от тех или иных ранее созданных и утвердившихся столетиями систем взглядов на право. Проблема заключается, скорее, в кризисе мировоззренческих оснований правовой рефлексии, т.е. той культурной системы, в рамках которой сформировалась «западная традиция права», которая получила к середине XX века глобальное значение. В кризисном состоянии находится сама система мышления, горизонт которой был задан этическими и познавательными ценностями, имевшими ключевой характер для новоевропейской культуры в период ее становления при переходе от Средневековья к Новому времени. Это касается и ключевых мировоззренческих ориентиров западной цивилизации Нового времени. Парадоксальность современной ситуации заключается в том, что при сохранении базового набора основных ценностных понятий в качестве привычной знаковой системы, упадку подверглись сами обозначаемые этими понятиями ценности. Поэтому главной чертой, характеризующей современный кризис в области правовой рефлексии, повторяем, является не вытеснение одних точек зрения другими, а разрыв между языком этико-правового дискурса и реальным содержанием тех процессов и отношений, о которых в нем идет речь. Примечательно, что еще в начале прошлого века русский юрист П. И. Новгородцев, оценивая состояние современного ему правосознания как кризисное, сводил суть этого кризиса только лишь к упадку западноевропейского идеала правового государства. Однако уже в середине XX века П. А. Сорокин однозначно связал кризис этики и права в Европе и Америке с деградацией самих основ «чувственной культуры» Запада.
Российская философско-правовая мысль прошлых двух столетий отличалась постоянным интересом к ценностным основаниям права и определенным антропологизмом. Сам вопрос о праве выступал в виде частного аспекта вопроса о человеке. Право получало осмысление с точки зрения его отношения к личности, свободе человека, его духовной природе, понималось как необходимая форма бытия человека в обществе. При рассмотрении права в его отношении к человеку обсуждалась проблема его духовного значения, его воздействия на поведение и внутренний мир человека. Важнейшее значение приобретала проблема правосознания духовно самостоятельной личности, внутреннего свободного принятия права. Можно сказать, что в русской религиозной философии преобладал этический подход, который отразился, прежде всего, на представлениях о глубокой сущностной связи права и нравственности, об обусловленности существования права нравственными задачами и ценностями, лежащими в основании общества. В выяснении нравственного смысла права и его соотношения с системой нравственных ценностей состояло ядро правовых воззрений русских философов права.
В конце ХХ - начале XXI века, в период, называемый сегодня постмодерном, стало очевидным, что подобный подход перестает отвечать запросам нового информационного урбанистического общества, для которого на передовую научных исследований в области права выходят задачи иного порядка. Российская теория и философия права не могут уклониться от признания актуальности этих новых задач, а, следовательно, просто обязаны отрефлексировать новую социально-правовую реальность.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькин отмечает, что «для современной эпохи постмодерна характерно размывание и ослабление эффективности правовых регуляторов индивидуального, социального и международного поведения». В таких условиях отечественная правовая наука вынуждена оперативно отыскивать ответы на вызовы новой эпохи либо за счет собственных резервов, либо путем взаимодействия с другими научными дисциплинами. Непрекращающееся усложнение общественных отношений, нарастающая отраслевая дифференциация научного знания обусловливают, на наш взгляд, перспективность следования отечественной правовой науки по пути междисциплинарных взаимодействий. Наиболее методологически развитой общественной наукой во всем мире обоснованно считается экономика, на стыке с которой в западной юриспруденции образовалось целое самостоятельное научное течение, получившее название экономического анализа права (Law and Economics).
О росте интереса к экономическому анализу права в отечественной науке свидетельствует подготовка рядом университетов, среди которых: Московский государственный университет, Уральский государственный экономический университет, Московский государственный институт международных отношений, учебных программ по дисциплине «Экономический анализ права».
В отечественной научной литературе юридические аспекты «Law and Economics» долгое время раскрывались преимущественно в рамках отраслевых исследований, конституционной экономики (Г. А. Гаджиев, Т. Сырунина и др.), институционального проектирования правовых актов (В. Л. Тамбовцев) или ограничивались обсуждением вопросов значимости экономического анализа права. Несколько особняком в этом ряду стояли подробная статья Т. Я. Хабриевой по методологическим аспектам «Law and Economics» и блестящая работа С. В. Третьякова, посвящённая научно-исследовательской программе экономической теории права.
В 2016 году произошло сразу несколько значимых событий в этой области. Вышло в свет учебное издание для магистрантов «Право и экономика (методология)», подготовленное Г. А. Гаджиевым, где раскрываются методологические аспекты экономического анализа права, а также анализируется проблематика применения философии права для разрешения вопросов на стыке права и экономики. Кроме того, в работе А. Г. Карапетова «Экономический анализ права» представлен интересный авторский взгляд на проблематику Law and Economics через призму острой необходимости применения строго научной методологии, которая должна использоваться для осуществления политико-правового выбора при поиске оптимального варианта правового регулирования. Без такой методологии неизбежно преобладание субъективных мотивов законодателя (правоприменителя) над объективными факторами и закономерностями. Экономический анализ права позволяет использовать в политике права научный подход, не претендуя вместе с тем на монополизацию всей правовой методологии, но лишь позволяя улучшить ее качество за счет обращения в качестве вспомогательного метода к передовым научным теориям, оперирующим количественными показателями на совершенно ином уровне.
Таким образом, философско-правовой дискурс обогатился новой и перспективной тематикой, связанной с интеграцией научных поисков в сфере экономики и права. Плодотворность этого направления не вызывает сомнений. У философов права могут возникнуть некоторые опасения, что в экономической рациональности правовых построений потеряются ценностные основания права, веками являющиеся его сутью и главным ориентиром. Однако, современная социальная жизнь настолько разнообразна и потребность правового осмысления и регулирования происходящих процессов растет так стремительно, что в рамках какого либо одного дискурса невозможно охватить всю ее целостность и ответить на все ее вызовы. Экономический анализ права, как наиболее актуальное сегодня направление, безусловно, займет свою нишу в российской теоретико-правовой и прикладной юриспруденции.
< предыдущая | следующая > |
---|