ГАДАЛОВ Глеб Андреевич
студент юридического института Сибирского федерального университета
ПРОТОПОПОВА Татьяна Витальевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического института Сибирского федерального университета
ОРЛОВА Светлана Владимировна
ассистент кафедры теории и истории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета
Для любой человеческой личности характерно определённое отношение к себе. Последнее взаимосвязано с личными качествами индивида, его поведением и отношением к нему со стороны других лиц.
Как отмечает Х. Х. Шредер, общество одобряет одни модели поведения индивидов и их личные качества и осуждает другие. В свою очередь осознание личностью обладания теми или иными качествами влияет на её отношение к себе. Если качества и поведение индивида одобряет общество, то он испытывает радость и гордость; если же те или иные качества и поступки осуждаются социумом, то индивид испытывает чувство стыда. Ощущения, вызванные осознанием степени своего достоинства в глазах общества, именуются самооценкой.
Отмеченные психологические аспекты поведения и самооценки личности тесно связаны с такой нравственной и правовой категорией, как человеческое достоинство. Последнее представляет собой самоуважение личности, ее нравственное, справедливое отношение к себе, стремление к снисканию уважения других людей и необходимость уважать других индивидов. В то же время, рассматриваемый феномен - это совокупность социально-этических качеств человека, таких как: великодушие, принципиальность, мужество, справедливость, гражданственность, честность, совестливость, добродетельность, отзывчивость, благоразумие, стремление к познанию истины и творческому самовыражению.
Если индивид придерживается одобряемой обществом модели поведения, обладает положительными личными качествами,
то повышается его оценка окружающими и, следовательно, его достоинство. Если же поведение индивида отклоняется от принятых социальных норм, то это влечёт общественное порицание, в силу которого достоинство личности снижается.
Х. Х. Шредер отмечает разнообразие форм самооценки, таких как гордость, тщеславие, высокомерие. По его мнению, эти термины используются небрежно, что приводит специалистов к неудачам в процессе коррекции самооценки. В частности, подвергается критике позиция А. Смита о том, что «секрет образования заключается в направлении тщеславия на соответствующие цели и задачи». Предлагается попытка использования негативного качества личности в социально полезных целях вместо путей искоренения этого качества.
Вероятна ошибочность мнения о том, что личность может формировать не только умения и способности, но и общественную оценку своего поведения и собственное достоинство. Человек может полагать, что обладает социально одобряемыми качествами, которых в действительности у него нет, или может преувеличивать степень обладания ими. В этом случае имеет место тщеславие. Акцентирование внимания на своих достоинствах с возможной их переоценкой - проявление тщеславия. Х. Х. Шредер именует данную разновидность самооценки ложной гордостью, а связанную с ней манеру индивида смотреть на окружающих свысока - высокомерием. Если же имеет место адекватная самооценка, когда человек осознаёт свои подлинные достоинства, то, по мнению Х. Х. Шредера, имеет место истинная гордость. Следовательно, индивида, который присваивает себе несуществующие положительные качества или способности, нельзя назвать достойным по причине отсутствия для этого объективных оснований.
Для поддержания высокой самооценки и связанных с ней положительных эмоций индивид склонен поддерживать о себе хорошее мнение. Эта склонность удерживает лицо от совершения поступков, которые он считает недостойными. Обозначенное явление Х. Х. Шредер именует самоуважением. В большинстве случаев недостойными считаются поступки, которые отрицательно оцениваются обществом. В этом проявляется связь уважения к индивиду со стороны окружающих и его самоуважения.
При этом может иметь значение мнение как всего общества, так и отдельных его групп. Индивид может прислушиваться к этому мнению или игнорировать его. Однако если та или иная норма человеческого поведения верна, то со временем станет очевидной её польза для общества, даже если на определённом этапе она не согласуется с убеждениями индивида.
В основе самооценки ребёнка лежат те знания и навыки, которые взрослыми воспринимаются как незначительные. Познавая мир, ребёнок радуется похвале за свои достижения. Это влечёт положительные эмоции, основанные на признании достижений.
Ситуация остаётся неизменной ко времени прихода ребёнка в школу и может не измениться в школьные годы при отсутствии наставничества. Со временем ребёнок перестаёт гордиться незначительными достижениями, а в основу самооценки полагаются иные способности и качества, такие как сила, ум, материальные блага, родословная. Это ложная гордость, которая не принесёт вреда, если будет проявляться в течение непродолжительного времени и не закрепится в сознании. В противном случае она может привести к формированию высокомерия, заносчивости, самонадеянности. Причина перечисленных негативных явлений - недостаток подлинного интеллектуального и культурного развития.
Наставничество позволяет понять, что качества и способности, вызывавшие ложную гордость, а самом деле являются не достоинствами их обладателя, а лишь дарами природы. Индивид начинает осознавать необходимость правильного применения этих качеств и способностей в соответствии с нравственными принципами. По мере развития нравственности формируется адекватная самооценка и понимание того, что достоинство личности не сводится к самодовольству и мнимой «исключительности».
Истинная гордость всегда сопровождается искренней скромностью. Она никогда не может быть преувеличена. Китайский философ Лао-цзы говорил: «Люди низшей добродетели никогда не забывают о добродетели, и потому не имеют её». Напротив, в поведении некоторых индивидов можно наблюдать искусственное самоунижение, которое служит прикрытием лицемерия и самовосхваления. Личность, обладающая искренней скромностью, избирает в качестве ориентиров высокие идеалы и осознаёт свои недостатки в сравнении с ними.
Когда самооценка достигает своего пика, наступает её ожидаемая кульминация. Исчезает потребность в постоянном поиске признания и демонстрации его снискания. Главной целью становится сохранение истинного чувства достоинства, причём не только своего собственного, но и других людей. На этом этапе приоритетным является уважение не к себе, а ко всей человеческой природе. И. Кант говорил, что человечность - это способность участвовать в судьбе других людей, и не только как средство, но и как цель. Средством достижения цели должно быть развитие морального и нравственного самосознания. В дальнейшем индивид осознаёт непременную важность такого развития. Справедливо утверждение о том, что люди должны стремиться к сохранению и развитию общества, членами которого они являются. При этом одни человеческие качества способствуют достижению указанной цели, а другие препятствуют.
Положительная самооценка укрепляется благодаря признанию со стороны других лиц. Снискание уважения окружающих - врождённая склонность каждого индивида. Стремление к признанию и уважению закономерно сопровождается стремлением их обеспечить. Крайняя степень проявления такого стремления выражается в тщеславии или честолюбии.
Следовательно, стремление к обеспечению признания приводит к тому, что следование мнению других лиц становится основой человеческого поведения. Однако, как отмечает Х. Х. Шредер, при этом учитывается мнение части общества - ближайшего окружения индивида - но не всего общества в целом. Однако стремление к соответствию собственного поведения общественным ожиданиям способствует уважению и потому является осознаётся как желательное.
Х. Х. Шредер пишет, что осознание ценности тех или иных жизненных благ может перерасти в несдерживаемое стремление к обладанию ими. Данное утверждение справедливо и для самоуважения. Постоянное повышение самооценки личности может перерасти в эгоизм и высокомерие. В свою очередь последнее может стать основой властолюбия и алчности. Ведь, как верно заметил Аристотель, блага и власть желаемы из-за уважения, которое они приносят их обладателю. Вместе с тем очевидно, что материальные блага и власть не позволят повысить достоинство индивида, который не обладает социально одобряемыми качествами, пренебрежительно относится к окружающим, нарушает нормы права.
Социальное одобрение оказывает значительное влияние на самооценку личности. Так, осознание ребёнком разницы между его способностями и способностями взрослых могло бы привести его в смятение. Однако этого не происходит, потому что он постоянно чувствует признание тех способностей, которыми обладает на определённом этапе развития. Отсюда вытекает склонность ребёнка к демонстрации взрослым своих умений для получения одобрения. Вместе с тем во всём важна мера. Признания достойны только полезные, позитивные навыки во избежание формирования неадекватно высокой самооценки.
По мере осознания истинных оснований признания индивид становится более независимым при формировании самооценки, перестаёт нуждаться в её поддержании извне. Он становится более заинтересованным в уважении со стороны членов общества, обладающих авторитетным мнением в той или иной сфере, а также тех, кто симпатизирует ему. Конечно, возможны ошибки при оценке компетентности и дружественности окружающих. При этом формируется умение отличать искренние похвалу и признание от безосновательной лести и обмана. Большую ценность начинает приобретать уважение со стороны более широкого круга лиц, нежели ближайшего окружения. Если стремление к обеспечению такого уважения чрезмерно, то возникает опасность развития тщеславия.
В основе искреннего признания лежит оценка обществом реальных или предполагаемых достоинств их обладателя. Если бы указанные достоинства всегда были реальными, то снискание признания этих достоинств не могло бы быть чрезмерным. Тщеславный индивид ошибается при определении истинных достоинств. Заблуждаться могут и окружающие, если окажутся обманутыми ложной искренностью оцениваемого или сами допустят ошибку при определении качеств, достойных уважения. Кроме того, люди часто демонстрируют уважение, основываясь на личной привязанности, тем самым вводя оцениваемого в заблуждение относительно его истинных достоинств. В результате индивид может быть уважаемым, на самом деле не имея для этого оснований, неоправданно побуждать других верить в своё достоинство. Между тем истинное уважение возможно только в результате нравственного развития. Этот процесс долгий и трудный, полный искушений заслужить уважение путём обмана или подкупа, хитрости.
На начальной стадии формирования тщеславия - на стадии чрезмерной потребности в признании и уважении - отчётливо виден элемент неискренности. Конечно, возможны попытки обосновать это явление инстинктивной, неосознаваемой потребностью в признании и сокрытии собственной слабости индивида. Х. Х. Шредер считает, что проявление такого инстинкта в случае задержки развития, действительно, возможно даже в зрелом возрасте. Однако в большинстве случаев имеют место умысел и сознательное поведение. Подтверждением служат хвастовство, притворство, вызывающие манеры лиц, желающих снискать уважение при отсутствии оснований для этого.
Постепенно индивид начинает понимать непристойность и несостоятельность избранных способов снискания уважения, однако трудный путь к заслуженному признанию ему по-прежнему не нравится. В сложившейся ситуации остаётся лишь совершенствовать своё умение использовать скрытые приёмы возбуждения интереса к своей персоне. Эти приёмы Х. Х. Шредер делит на две группы. В первую группу входят приёмы, связанные с притворством и лицемерием, во вторую - связанные с инграциацией. При этом приёмы, входящие в обе группы, схожи и взаимосвязаны.
Первостепенной задачей такого индивида становится подделка социально одобряемых качеств и убеждение окружающих в своей искренности. Притворство может долго оставаться незамеченным. Кроме того, стремясь создать эффект искренности, индивид может бросить тень подозрения на людей, являющихся подлинно искренними. Однако опытный наблюдатель может распознать обман, заметив случайный жест или неосторожное слово, которыми выдаёт себя лицемер. Его изобличает настойчивое стремление сохранить скромность, чрезмерно усердное избегание отсылок к самому себе.
Ещё один способ - использование способности нравиться. Людям нравятся те, общение с кем доставляет положительные эмоции. Поэтому задача честолюбивого индивида - завоевать благосклонность. Это можно сделать негативно - будучи внимательным к другим, или позитивно - оказывая им услуги. Индивид старается быть приятным для всех, чтобы сохранить благосклонность хотя бы некоторых. Однако и в этом случае внимательный наблюдатель сможет отличить истинные вежливость, учтивость и радушие от притворной угодливости. Аналогичная ситуация может иметь место и при оказании услуг: место действительного труда и реальной помощи индивид прибегает к льстивому восхвалению и взяточничеству. В глазах опытного наблюдателя такой субъект выглядит не иначе как торговцем собственной честью.
Непомерное стремление к собственному успеху выступает источником зависти, ревности и злобы к конкурентам. Это можно наблюдать, когда разные люди, занятые вместе в той или иной организации, стремятся к карьерному росту. Индивиды, не обладающие подлинным достоинством, вместо сосредоточения усилий на самосовершенствовании и решении стоящих перед ним задач, будет стараться обратить на себя внимание, прибегая к рассмотренным ранее приёмам.
Неискренний человек может прибегать к доносительству, злословию и клевете. Неприязнь к конкурентам может быть как скрытой, так и явной.
Злоба и ненависть к соперникам могут выражаться в безобидных на первый взгляд шутках. Открытого противостояния неискренний индивид будет опасаться из-за риска быть изобличённым и потерпеть поражение в открытой и честной конкуренции.
Честолюбию чужда дружба. Дружба предполагает бескорыстную заинтересованность в благополучии других лиц, а честолюбие жертвует всем ради собственного успеха.
Корыстный интерес по-разному проявляется в разные периоды развития личности. В детстве и юности он ограничен. Но по мере интеллектуального и культурного развития эгоизм становится более осознанным, хладнокровным и расчётливым, адаптивным к окружающей обстановке. Поведение личности подчинено корыстным мотивам.
Таким образом, каждый человек в процессе жизнедеятельности стремится снискать уважение окружающих. Однако этой цели разные индивиды достигают разными способами. Одни выбирают путь нравственного самосовершенствования, другие - лицемерия и обмана.
Корысть и лицемерие негативно отражаются на самой личности, избравшей их для достижения цели. Они лишают индивида радости дружественного общения.
В процессе воспитания учеников учителя должны учитывать способность личности к формированию рассмотренных ранее диаметрально противоположных мотивов поведения, подчинённых, однако, единой цели - снисканию уважения окружающих. Необходима помощь детям со стороны наставников в формировании правильной мотивации. Это способствует повышению культурного и нравственного уровня как отдельной личности, так и общества в целом.
следующая > |
---|