Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Аристотель о добродетели, правосудии и совести в контексте идеи естественного права

 

Аристотель о добродетели, правосудии и совести в контексте идеи естественного права


Верховодов Е. В.

Романовская В. Б.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Верховодов Е. В., Романовская В. Б.

В статье рассматриваются ключевые категории философии права в интерпретации Аристотеля. Авторы акцентируют внимание на таких понятиях, как совесть, справедливость, правовое равенство, естественное право, социальное неравенство, правосудие в трудах великого античного мыслителя, указывают на важность изучения этих вопросов и актуальный характер естественно-правовой проблематики.


Содержание категорий добра и зла, нравственности и со­вести, добродетели и правосудия издревле интересовало мыс­лителей разных стран и народов. Их полный перечень необо­зрим. Философы рассматривали эти категории с точки зрения мудрости, римские юристы - с точки зрения права, теологи - с позиций божественных установлений. В настоящее время актуальность этой проблематики не утратилась. Напротив, аксиологические проблемы права вновь выходят на острие полемики публицистов, политиков, ученых-правоведов. Тра­диция обращения к данной проблематике не нова. В период первого ренессанса естественно-правовых идей в Новое время европейские мыслители посвятили немало трудов в развитие этой концепции. Второй ренессанс, если можно так сказать, произошел уже в ХХ-ХХ1 в., когда и российские ученые обра­тили свое внимание на естественно-правовую концепцию. За последние десять лет были защищены кандидатские и доктор­ские диссертации, написаны статьи по различным аспектам теории естественного права, наиболее яркими среди кото­рых являются работы Г. Г. Бернацкого, Р. А. Ромашова, Э. Б. Курзенина, Е. В. Верховодова, П.С.Жданова и др.. Отметим, что в советский период российской истории проблематика естественного права не выступала в качестве предмета специ­альных научных исследований. Доминирующая в советской юриспруденции концепция приоритета государства над об­ществом, личностью делала невозможной объективную оцен­ку социально-политических идей и воззрений идеологов есте­ственного права. Ситуация коренным образом изменилась в ХХ1 в., привнесшем в российскую науку принцип свободы на­учного творчества. Поэтому интерес к данной теме не ослабе­вает и развивается вместе с тематикой гражданского общества, правового государства, прав личности.

Одним из первых, кто разрабатывал в своих тру­дах вопросы добродетели, правосудия, естественного права, был великий мысли­тель античности, ученик еще более великого Платона, - Аристотель Стагирит. Его труды изучались и в период античности, и в средневеко­вых университетах, и в Но­вое время, и в современных вузах, где философии отво­дится важное место в стан­дартах высшего образования. Особенно интересно просле­дить развитие идей о правосудии, о добре, о совести, о законе в контексте аристотелевской концепции естественного права.





Говоря о «правосудии» Аристотель пытается выработать принципы принятия того или иного решения. Им предлага­ется несколько чисто нравственных критериев. Важнейшим из них является «добро» - понятие производное от «добродетели»: «...добро и есть право и лучше любого, но не безусловного (т.е. установленного законами - авт.), права а [точнее] оно лучше [права] с погрешностью, причина которой - его безусловность (правильнее, наверное, на современном языке сказать - обоб­щенность, отвлеченность от конкретного)». И сама природа до­брого - это поправка к закону в том, в чем из-за его всеобщности имеется упущение. Вот развитие мысли Аристотеля: «Затруд­нение создает то, что хотя добро есть право, однако право не в силу закона, а в качестве исправления законного правосудия. Причина этого в том, что всякий закон [составлен] для обще­го [случая], но о некоторых вещах невозможно сказать верно в общем [виде]. ... И тем не менее закон правилен, ибо погреш­ность заложена не в законе и не в законодателе, а в природе предмета...». Иначе говоря «добро» в правосудии состоит в правильном (разумном) применении закона к разнообразным жизненным случаям. Весьма общие фразы Аристотеля, однако, открыли линию теоретических изысканий по проблеме отно­шения «закон - судья» и получили отточенное совершенство через много лет в трудах великих юристов Римской империи... Заметим, что «добро», по мнению великого философа, судья творит не только учитывая тот или иной закон, но и «природ­ные» принципы права. Примечательно, но в истории право­вой мысли созвучные идеи воспроизводились весьма нередко. Вспомним хотя бы «естественно-позитивистскую» теорию Р. Дворкина, с точки зрения которого «право не исчерпывается простой совокупностью действующих норм, оно включает в себя также принципы, выражающие некоторые моральные требования (справедливости, честности и др.)», и к которым об­ращаются судьи при разрешении юридических дел.


С понятием «добра» в суде тесно связано другое, которое Аристотель обсуждает в кратких словах: «Так называемая со­весть, которая позволяет называть людей совестящимися и име­ющими совесть, - это правильный суд доброго человека.». И далее: «.доброго мы считаем особенно совестливым, а иметь совестливость в иных вещах - это свойство доброты». «Совестли­вость же - это умеющая судить совесть доброго человека, причем судить правильно.» Совесть, нравственная категория, как и до­бродетель, имеет «естественное» (природное) основание. Правда, следуя традиционным воззрениям своих учителей Сократа и Платона, Аристотель считает, что природные качества без руко­водства ума «оказываются вредными». Необходимой оговоркой является то, что прямолинейное суждение Сократа об абсолют­ности (абсолютной силе) человеческого разума, Аристотель кор­ректирует диалектически: «.невозможно ни быть собственно добродетельным без рассудительности, ни быть рассудительным без нравственной добродетели». Точно так же, рассуждал вели­кий Стагирит, «.человек не бывает от природы исключительно предрасположен ко всем добродетелям сразу.». Но «при нали­чии рассудительности, хотя это [только] одна [из добродетелей], все [нравственные добродетели] окажутся в наличии» - «в силу рассудительности», конечно.

Гражданская позиция Аристотеля - идеолога эллинского рабовладельческого режима (афинской демократии - преиму­щественно) исключала из его правовых и политико-социаль­ных построений, как правовых субъектов, и рабов и варваров. Он считал естественным бесправное положение тех и других.


Рассуждая о работе «Этика» (отчасти также «Политика») величайшего мыслителя древней Греции, необходимо сде­лать ряд выводов. Аристотель недвусмысленно заявил о том, что право нельзя рассматривать как нечто, связанное исклю­чительно с волей законодателя, с государственным или «по­зитивным» (по современной терминологии) правом. В основу права им была положена реальная жизнь естественным путем сложившегося общества и спонтанное осознание членами этого общества необходимости введения тех или иных нор­мативов. Естественное право - «внутренний закон» общества, выросший на базе разумных поисков и волевых действий чле­нов социального организма. Право спонтанной общественной организации соотносимо с потребностями того или иного эле­мента (составной части) этого организма. Поэтому социальная «этика» первична по отношению к государственным правоустановлениям, в том числе и исторически, так как люди стали вырабатывать некое «первичное» право, право «по природе» до появления тех или иных государственных регуляторов.

Аристотель не сводил все к одному типу права - скажем, естественному, хотя титул основоположника естественно­правовой теории, несомненно, принадлежит ему. Он пытался как-то дифференцировать право, но не привел свои мысли в сколько-нибудь стройный порядок. Полемика Аристотеля и Платона об источниках развития права - «разум» (ratio), по Платону, или «разум» и «воля» (voluntas), согласно мнению его великого ученика, привлекло внимание философов и те­ологов разных стран Западной Европы в средние века. В от­личие от Платона Аристотель не отрывал естественное право и право позитивное одно от другого. Он считал, что естествен­но-правовые принципы лежат в основе различных систем за­конодательства позитивного характера, причем принципы «первичные», естественно-правовые, изменяются под влияни­ем действий места, времени и народного «права» (культуры).



Проникнув в мир идей, в мир духовной жизни Эллады, взгляды Аристотеля стали детерминировать творческие поиски философов наступившего нового периода европейской циви­лизации - «эллинизма». Детерминация была разновекторной - идеи Стагирита кого-то притягивали, заставляли повторять и развивать их, многие мыслители Средневековья и Нового вре­мени использовали идеи Аристотеля как некий трамплин, от­талкиваясь от них в своих философских построениях.

Путеводитель по Италии



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info