Дело в том, что благодаря соседству и исторически сложившимся между Россией и Персией тесным связям, наличию крупного русского дипломатического представительства в Персии русские стали непосредственными свидетелями и даже участниками многих событий, связанных с возникновением и развитием религии бахаи. Появление Бахауллы и его пророчества не могли пройти незамеченными, это были события мирового значения. На русский язык с арабского и персидского были переведены публикации Писаний Бахауллы. Идеи бахаи очень созвучны христианским, во многом просто совпадают. Однако последователи Бахауллы настаивают, что это есть новая религия, хотя и имеющая общность с мудростью иудаизма, индуизма, христианства и ислама, тем не менее, являющаяся совершенно самостоятельной и независимой. Это подтверждается тем, что имеется свой Пророк — основатель, собственные Священные Писания, собственный календарь и летоисчисление, собственные святыни и места паломничества, собственные праздники, особые брачные, похоронные и другие ритуалы и т.д. Подчеркивается, что хотя родиной этой религии была Персия, это вовсе не означает, что бахаи — это еще одна восточная религия. Идеи и воззвания бахаи наднациональны и универсальны. Их можно было бы «подозревать» в экуменизме или в синтезе уже имеющихся религий. Но исследователи учения бахаи твердо и убедительно утверждают, что подобные подозрения ошибочны.
О чем же проповедовал Бахаулла? Прежде всего — о единстве и гармонии. В его писании содержатся базовые принципы, которые должны лечь в основу единой земной человеческой цивилизации. Принципы, которые должны объединить Восток и Запад.
Главные идеи учения бахаи заключаются в следующих постулатах. Земля является единой «страной», и все люди — ее граждане. Не имеет значение ни раса, ни национальность, ни пол, ни социальная принадлежность, ни обычаи, ни верования. У всех религий один общий источник, и все верующие имеют право на самостоятельный поиск истины. Каждый человек должен направить усилия на самопостижение и на служение всему человечеству. Откровения Бахауллы утверждают гармонию религии, научного знания и человеческого разума. Красной линией через учение проходит мысль о том, что Бог един. А потому и все религии тоже едины, различны лишь имена, которые люди дают Богу и языки, на которых они говорят с ним. Все религиозные законы и заповеди были даны людям в разное время и на разных этапах человеческого развития. Наступило время, когда человечеству потребовались новые знания, они были посланы Богом через пророка Бахауллу. В частности, он проповедовал, что такая норма ислама, как война за веру, джихад, «вычеркнута из книги Всевышнего», и что религии призваны объединять сердца, дарить свет каждой душе. Все религии призваны быть источником любви и дружбы, лекарством, несущим исцеление. Пророк Бахаулла призывает отказаться от предрассудков, главным из которых является убеждение в том, что только одна религия (своя) является правильной, а все остальные — ошибочными. Этим человек сам себя лишает познания истины, заключенной в других религиях.
Важное место в писаниях бахаи занимает идея гармонии между религией и наукой. Способность к научному познанию мира присуща только человеку, благодаря чему существует возможность глубокого исследования материальной природы Вселенной. Однако наука не является единственным исключительным средством познания мира. Другим таким средством, по учению бахаи, является Божественное Откровение, присущее Пророкам, посылаемым в материальный мир Богом для просвещения человечества. В учении бахаи наука и религия не противопоставляются, напротив, подчеркивается их изначальная общность, ибо истина одна, различны лишь пути ее постижения. Наука и религия как два крыла необходимы человеку, чтоб его разум и душа устремлялись в высоту.
Еще один аспект в отношении науки и религии. С точки зрения бахаи нет истинного счастья без духовного развития. Материальный прогресс и духовное развитие — есть совершенно разные вещи. Не отвергая ценность материального прогресса, бахаи ставят его на второе место после прогресса духовного. Многие наши современники пришли сегодня к тем же выводам: без духовной основы научно-технический прогресс может быть опасным для человечества.
Во всех своих посланиях Бахаулла проповедует необходимость установления всеобщего мира и создания общеземного содружества народов. Он убежден, что придет время — и возникнет универсальный мир, который будет наполнен наукой, знанием, сотрудничеством и познанием Всевышнего. При этом не умаляется чувство патриотизма и любви к своей родине.
Интересны государственно-правовые идеи Бахауллы, на основе которых его последователи мечтают о создании содружества народов (всего человечества). Руководить им будет Всемирный законодательный орган, решающий вопросы ресурсов земли. Всемирный орган исполнительной власти с подчиненными ему вооруженными силами — выполнять решения законодательного органа. Всемирный трибунал будет стоять на страже мира и порядка на всех территориях содружества народов. Один из языков земли станет общим, и его будут изучать во всех школах наряду с родным. Установление такого всемирного содружества произойдет мирным путем на основании договоров между различными государствами.
Подводя итог небольшому обзору религии бахаи, необходимо подчеркнуть главное. В позапрошлом веке была предпринята попытка, и не безуспешная, создания новой, универсальной, современной монотеистической религии, соединяющей восточные и западные пути духовных поисков, был создан интересный проект всемирного содружества народов, объединенных общими духовными идеалами, желаниями искренне служить всему человечеству.
И кришнаиты, и бахаи отличаются высокой степенью толерантности, более того — дружественности к другим религиозным традициям, что чрезвычайно важно для межконфессионального диалога как внутри России, так и в мире. «Вознесем молитвы, освободимся от фанатизма и узости, свободные от ограничений нашего малого разума, и возлюбим друг друга, невзирая на кажущиеся различия веры, национальности и культуры, — призывает игумен Арсений в Молитве Единого Мира. — Возлюбим Божественную Мудрость, которая является во всех Священных писаниях Мира. Возлюбим всех воплощений Господа, которые приходят в мир, чтобы спасать заблудшее человечество. возлюбим Господа Кришну, который пришел, чтоб дать миру поток Божественной любви, подарив миру Бхагават-Гиту — Песнь Бога, возлюбим Господа Будду, который проповедовал учение о спасении и дхарме, возлюбим Господа Иисуса Xриста, который открыл врата в Царство Бога через жертвенную любовь. возлюбим пророков и явителей Божьих: Авраама, Моисея, Заратустру, Лао-цзы, Конфуция, Мухаммеда, Баба, Бахауллу, которые непрестанно созидают Единый Божественный мир и Симфонию Божественного Единства».
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 10 (77) 2014
< предыдущая | следующая > |
---|