Идея автаркии в государственно-правовой теории евразийства в 20-е — 30-е годы ХХ века
В последнее время в российской политологической и юридической науках заметно вырос интерес к русскому философскому наследию первой половины ХХ в., особенно к работам философов и правоведов, где рассматривались государственно-правовые проблемы, схожие с теми, которые волнуют сегодня наших современников. Системный кризис, потрясший Российскую империю в начале ХХ в., государственный революционный переворот, в прямом смысле перевернувший российское общество, нарастающая международная напряженность в период между двумя мировыми войнами — все это требовало философского осмысления, понимания причин и предсказания возможных последствий геополитического масштаба. Современное состояние дел на международной политической арене во многом напоминает события столетней давности. Занимая срединное положение между Востоком и Западом, Россия сегодня, как и в прошлом, играет ключевую роль в балансе этих двух сил.
Особое место в ряду выдающихся русских мыслителей занимала группа философов, назвавшая себя «евразийцами». Вынужденно оказавшись в эмиграции после революционных потрясений 1917 г., они объединились с целью создать обновленную философию русской культуры, концепцию, объясняющую произошедшую в России катастрофу, и предугадать будущее страны, приняв во внимание ее особенности — территориальные, культурные, экономические и религиозные, «вновь поставить на обсуждение культурно-философскую проблему смысла русской истории и русской революции, привлечь внимание к проблемам духовного творчества, пробудить глохнущий вкус к культуре, к чистым, а не прикладным ценностям».
Имена этих ученых сегодня хорошо известны, хотя не так давно в советском государстве ознакомиться с их трудами было весьма затруднительно. Назовем лишь некоторых из них, чей вклад в создание теории евразийства был наиболее весомым — это Л. П. Карсавин, Н. С. Трубецкой, П. Н Савицкий, Н. Н. Алексеев, Г. В. Флоровский, М. В. Шахматов, Г. В. Вернадский и другие. В трудах евразийцев мы встречаем новые, ранее не употреблявшиеся понятия, такие как «месторазвитие», «автаркия», «демотия», «бытовое исповедничество», «идеократия», «государство правды». За каждым термином стоит глубокая мысль и обоснование необходимости введения его в практический и политический оборот.
Сегодня один из этих терминов вновь зазвучал в политической риторике — автаркия. Экономическая и политическая ситуация, в которую попала Россия из-за европейских санкций и ответного хода — эмбарго на продукцию стран ЕС, поставила вопрос о возможном курсе на автаркию. Это понятие глубоко и всесторонне было рассмотрено в трудах евразийцев. Рассуждая о признаках государства, они настаивали на том, что определяющим для судьбы народа является его существование в рамках некоторого географического пространства, получившего в теории евразийства наименование «месторазвитие». Авторы идеи полагали, что само по себе месторазвитие обусловливает даже психический склад людей, проживающих в границах определённой территории. Это положение применимо ко всем культурам и государствам, в том числе и западноевропейским, также обладающим своим специфическим месторазвитием. Евразийцы выдвинули тезис о системе замкнутых и самодостаточных (автаркических) «миров» как особой форме организации международного хозяйства. Евразия в своей географической замкнутости и хозяйственной самодостаточности представляла собой, по их мнению, один из таких миров.
Евразийцы считали, что только экономичесих связей недостаточно для того, чтобы считать некую географическую область автаркией — необходимы также историческая, духовная и культурная общности этнических групп, проживающих в границах конкретного пространства. Автаркией не могли считаться метрополия и её колонии, расположенные в разных концах света (примером подобного служила Британская империя), так как при этом отсутствовало единство месторазвития, и население колоний не рассматривалось как равноправное с жителями метрополии. Н. Н. Алексеев предлагал включить автаркию в число главных признаков, характеризующих подлинные государства. Основания для этого сохраняются и в настоящее время, особенно если учитывать сложившуюся международную ситуацию. Так, европейская интеграция началась с Сообщества угля и стали и продолжилась через согласование усилий стран-участниц в сфере лёгкой промышленности, сельского хозяйства, финансовой, таможенной, налоговой, уголовной политики, банковскогодела, государственного управления. Эти центростремительные тенденции свидетельствовали о трудностях самостоятельного существования для отдельных небольших национальных государств, обусловили их стремление к объединению в рамках единого европейского пространства. Внешнеполитическая агрессия США, скрытая за демократическими лозунгами и идеалами всеобщего прогресса, в действительности является образцом неоколониальн й экспансии, нацеленной на получение доступа к источникам сырья и природных ресурсов, и также направлена на обеспечение своих геополитических интересов.
Евразийцы ещё раз в истории русской философии указали на особое местоположение России, оказавшейся между двумя мощными культурными традициями — Западной и Восточной. Вопреки всем упрёкам в адрес этого направления русской эмигрантской мысли, заключавшимся в критике их в целом проазиатской позиции, деятели евразийства настаивали на особом преимуществе русской культуры, которая могла бы оказаться способной синтезировать в своей глубине всё богатство интеллектуальных достижений как Запада, так и Востока. В то же время именно срединное положение России предопределило её полную трагических событий историю.
Постоянное сопротивление кочевым племенам Великой Степи (опасность с Востока) осложнялось нападениями шведских, литовских и немецких рыцарей (опасность с Запада), затем кровопролитными войнами с Польшей, а после — с Речью Посполитой (после унии 1569 г.). Но если татаро-монголы во время завоевательных походов на Русь ещё были в большинстве своём язычниками, то нападавшие на западные и северные границы нередко получали от Папы Римского благословение на борьбу против неверных, в число которых, кроме прибалтийских племён, попадали и русские. Указывая на эти исторические факты, евразийцы доказывали изначальную враждебность романо-германской культуры России.
В то же время лидеры нового движения отмечали положительное воздействие туранских народов, особенно монголов. Они подчеркивали, что Российское государство заимствовало у монгольской империи опыт управления обширной территорией. Н. С. Трубецкой обратил внимание на татарское происхождение многих русских слов, в частности: ям (почтовая станция), казна, казначей, деньги, алтын, таможня — что, по его мнению, свидетельствовало о значительном татаро-монгольском влиянии, особенно в сфере финансов и почтового сообщения. Однако наиболее значительным фактом русской истории Л. П. Карсавин, П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой и их сторонники считали принятие Русью христианства по Византийскому образцу. Одного только монгольского воздействия для создания Российской империи оказалось бы недостаточно: сама идея русского государства, византийская по своему происхождению, была проникнута духом Православия.
Рассматривая идею автаркии как самодостаточности государства и независимости от внешних экономических благ, евразийские мыслители связывали ее с национальной проблемой. С позиций подходов к её разрешению, преобладающих в европейском государствоведении, нормальным может быть признано только образование государства отдельной нацией, поэтому господство в коммунистической идеологии принципа национального самоопределения, по мысли евразийцев, снова явилось закономерным итогом развития именно европейской политической философии.
Национальный вопрос оказался чрезвычайно важным для всей концепции евразийства, так как именно его успешное разрешение могло оправдать построение нового государства в границах СССР и обосновать выбор наиболее удобной формы территориального устройства. Формально отказавшись от всякой оценки разнообразных мировых культур, признав право на существование за каждой из них, евразийцы всё же не были последовательными, рассуждая об истинном и ложном национализме. Создание собственного независимого государства, по мнению евразийцев, может оказаться благом для нации только тогда, когда она не стремится подражать мировым державам (в первую очередь, романо-германским). Чуждая внутреннему духу народа государственная форма деформирует национальную культуру, которая утрачивает при этом собственную исключительную сущность. Ложными видами национализма, по их мнению, также являются экспансионистский шовинизм и охранительный консерватизм, искусственно сдерживающий любое культурное творчество, отличное от сложившихся образцов. Таким образом, евразийцы отстаивали необходимость сохранения многообразия культур, признавая и за малыми этническими группами право на саморазвитие, но в то же время полагая, что такие народности не способны образовать независимое государство, поскольку непременно подпадут под духовное влияние мощных западноевропейских метрополий и США. Причину этого философы видели в том, что политическая элита небольшого народа неизбежно будет насаждать государственные институты и традиции романо-германской цивилизации, как наиболее развитой в экономической и военной сферах. Актуальность этих слов не нужно доказывать.
Считая великими (с точки зрения исторических достижений) только те страны, которые занимали единое по своим географическим и климатическим характеристикам пространство — месторазвитие, евразийцы думали, что в будущем мир распадётся на крупные государства-автаркии. Русские философы во многом оказались прозорливы. Однако они не могли предвидеть лавинного роста научно-технического прогресса, связавшего страны и континенты паутиной глобальной сети, появление огромного мощного виртуального пространства со своими почти безграничными возможностями. Параллельный мир, на завоевание которого устремились ведущие мировые державы, становится не менее реальной территорией влияния, при которой государственная автаркия перестает быть столь значимым явлением в политической реальности.
Теория и история государства и права
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 8 (75) 2014
< предыдущая | следующая > |
---|