Соотношение закона и обычая в регулировании брачно-семейных отношений инородцев в период действия свода законов Российской империи
В Российской империи существовала только церковная форма брака, и все вопросы семьи и брака находились в юрисдикции религиозных организаций. Однако если в отношении христиан сочетание норм позитивного канонического права было более-менее определено, то запрет на заключение браков между христианами и нехристианами, к которым в большой степени относились инородцы, способствовал превращению обычая в один из основных источников, регулировавших брачно-семейные отношения. Необходимо отметить, что изучение правовых обычаев инородцев активно началось со второй половины XIX в., достаточно вспомнить труды М. М. Ковалевского.
Правовые обычаи в сфере брачно-семейных отношений, тем самым, представляли собой нечто среднее между нормами светского и канонического права, так как были сформированы, как правило, под воздействием религиозных норм, но затем веками поддерживались государством, несмотря на отдельные противоречия.
Такой подход, по большому счету, был закреплен и в период кодификации права — в Своде законов Российской империи. Свод достаточно подробно регламентировал для подданных условия и порядок вступления в брак.
Однако в первую очередь это касалось христианских религиозных норм, и было неприменимо к регулированию брачно-семейных отношений инородцев, в том числе населяющих Западную и Восточную Сибирь. В силу вполне объективных причин противоречий между правом и обычаем здесь было гораздо больше.
Связано это с тем, что брачно-семейные отношения у народов Сибири в XIX в. (и, естественно, в предшествующие периоды) регулировались в основном религиозными нормами и обычаями, которые были очень своеобразны и разрознены на отдельных территориях Сибири.
В частности, дошедшие до нас данные свидетельствуют о том, что обычное право сибирских народов регулировало все сферы семейно-брачных отношений. Характерной особенностью обычаев кочевых народов Сибири было отсутствие жестких ограничений и правил. В обычном праве данных народов преобладала оценочная функция, которая была направлена не только на социализацию личности, но и на формирование отношения рода к поступкам индивида. Общественное мнение выступало «основным критерием при регулировании общественных отношений, что позволяло индивидуально подходить к каждой ситуации».
Брак у сибирских народов рассматривался в первую очередь с экономической и хозяйственной стороны, как возможность укрепить свое благосостояние. Брачный договор не учитывал разницу в возрасте и личные симпатии, основным критерием было экономическое положение семьи. Соглашение имело устную форму и заключалось в результате договоренности двух семей. Будущие супруги сторонами договора не выступали, поэтому брачные обязательства продолжались после смерти одного из супругов.
Брак являлся гражданско-правовым договором двух семьей, который предусматривал два вида условий: имущественные; неимущественные.
У народов Сибири встречалось несколько форм заключения брака: сватовство с уплатой калыма, левират, брак убегом, похищение невесты, обмен невестами, сорорат, тайный брак (похищение невесты или мнимое похищение — брак убегом).
Брак убегом или с похищением невесты впоследствии не всегда оформлялся. Конкубинат — форма брака без оформления отношений, возник на основе брака убегом. Дети, рожденные в таком браке, носили фамилию матери, родство велось по материнской линии.
Левират и сорорат — это похожие формы брака, которые чаще всего встречались у бурятов. Эти формы заключения брака стали следствием высокого калыма. По обычаям калым за жену платился один раз. Левират предусматривал заключение брака между вдовой и братом или родственником умершего мужа. Для семьи умершего такой брак был выгоден, так как калым в данном случае не выплачивался. Если умерший вел хозяйство совместно с родителями (не был отделен), то не надо было выделять долю вдове и детям. Если вдова отказывалась от левирата, ей необходимо было вернуть калым семье умершего и вернуться в дом родителей, забрать можно было только свое платье. У сибирских народов левират как форма брака к началу XIX в. начал отмирать и встречался не у всех народов.
Имущественные договоренности носили индивидуальный характер, обеспечивали гарантии сохранности брака и определялись с учетом экономического положения семей, должностного положения, хозяйственных характеристик невесты, репутации в обществе. Неимущественные условия регулировались обычаями и возникали после совершения брачного обряда.
Коренное население Сибири с большим уважением относилось к обычаям, поэтому даже после принятия христианства многие продолжали признавать действие обычаев как альтернативных норм. Если православные нормы содержали иные правила или запрещали какие-либо действия, бытующие в обществе, то чаще делался выбор в пользу обычаев.
Активное распространение православия среди кочевых народностей приводило к двойственной ситуации, когда с одной стороны сохранялись прежние устои и обычаи, с другой — появлялись новые религиозные нормы. Инородцы, исповедующие христианскую веру, попадали в сферу влияния законодательства Российской империи, для всех остальных сохранялась главенствующая роль обычаев.
В данной области общественных отношений фактически произошло наложение христианства на существующий уклад и образ жизни.
Для коренного населения большее значение имели традиции и устои общества, а также реальные возможности. Венчание в церкви было доступно не всем из-за кочевого образа жизни и отдаленности мест обитания некоторых родов. Предпочтение отдавалось обычаям еще и потому, что у некоторых народов сохранялось многоженство (например, у якутов, бурятов и т.д.), связанное с огромной ролью женщины в ведении домашнего хозяйства.
Многоженство позволяло расширить и укрепить хозяйство.
Сложности в сфере семейных отношений возникали при принятии христианства инородцем, уже находящемся в браке, заключенном по обычаям племени. Конфликты всегда возникали и в случае принятия православной веры замужней женщиной или женщиной, за которую был уплачен калым (частично или полностью). Такое положение до определённого периода, в целом, не доставляло никаких неудобств ни самим инородцам, ни империи. Связано это с тем, что генеральной линией государственной политики России по отношению к аборигенам вплоть до первой четверти XIX в. являлась консервация их форм социальной организации, быта и хозяйствования.
При этом нельзя не отметить, что такие своеобразные традиции, как «калым», все же доставляли немало неудобств. Высокий калым часто становился причиной тяжб, разбирать которые приходилось российской администрации. При этом широкое распространение христианства в среде инородцев Сибири само по себе пережитки родовых обычаев не устраняло.
По оценке современников, «инородцы, принявшие крещение, не понимают силы и значения христианских таинств, даже к бракосочетанию по христианскому обряду обращаются весьма редко, и после него разводятся так же легко, как и при внебрачном сожительстве».
Отчасти по этой причине, отчасти в связи с проводимой кодификацией российского законодательства в первой четверти XIX в. данный подход постепенно меняется — обычаи и традиции начинают собираться и систематизироваться с целью формирования стройной государственной политики в этом вопросе.
< предыдущая | следующая > |
---|