Единство основ гуманитарной мысли в христианской религии и основ международного гуманитарного права
Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие: «Мир вам».
Л. Н. Толстой
Христианская религия установила в качестве своих основополагающих принципов милосердие, человеколюбие, смирение и благодарность. Религия возвысила любовь к человеку как к самому совершенному Божьему творению и провозгласила духовным идеалом возвышение личности через прощение и смирение греховных страстей.
В библейских текстах часто упоминается профессия воина, сотника, наряду с повествованиями о сражениях и битвах, особенно подробно описанных в Ветхом Завете. Войны были необходимостью того времени и воспринимались как реалии жестокой действительности: «Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру»
При этом мы не находим в Библии призыва к войне, оправдания жестокости и раздору, а также каких-либо правил о том, каким способом следует вести войну. Напротив, любовь предполагается единственным методом преодоления вражды между людьми. Предписание христианством каких-либо правил относительно войны противоречит священной заповеди Декалога — «не убий».
Христианская религия подарила миру духовное правило, которое заключает в себе необходимость быть милосердным: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». В нагорной проповеди Иисуса Христа содержится призыв к прощению и примирению враждующих:
«... Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним.
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.».
Эти духовные максимы являются принципами человеческого общежития и имеют сходство с принципами международного права — принципом уважения прав человека и основных свобод, принципом неприменения силы и угрозы силой7, принципом разрешения международных конфликтов мирными средствами. Неприменение более жестоких мер в качестве ответа на агрессию воплощается в запрете репрессалий в международном гуманитарном праве. В силу своей миролюбивой направленности христианские идеи воплощаются также в принципе права гуманности, который провозглашает, что военная необходимость и поддержание общественного порядка всегда должны сочетаться с уважением к человеку.
Христианская концепция непротивления злу насилием находит свое наиболее яркое отражение в принципе разрешения международных конфликтов мирными средствами. Будучи закрепленным в п. 3 ст. 2 Устава ООН 1945 г., ст. V гл. 1 Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., данный принцип имеет глубокое нравственное значение, поскольку имеет своей целью сохранение в том числе и справедливости: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость» (п. 3 ст. 2 Устава ООН).
Запрещая вражду и кровопролитие, религиозное учение предрекает божественное возмездие за насилие и войну. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом». «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».
Запрет насилия в христианстве перекликается с принципом неприменения силы и угрозы силой. Закрепленный в п. 4 ст. 2 Устава ООН и в преамбуле Декларации о принципах международного права, данный принцип распространяется на все государства, корреспондируя им обязанность отказаться от применения силы. Статья 2 Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях указывает на универсальность и безусловную обязательность данного принципа для государств. Как и христианская идеология, международное право особо подчеркивает безусловность неприменения силы, считая ее важнейшей гарантией дружественного сосуществования людей и государств.
Библия упоминает войну, скорее, как метафору для обозначения прежде всего духовной войны с грехом, борьбы с темными силами в самом человеке. «Верующие должны... облечься в броню праведности; обуть ноги в готовность благовествовать мир; взять щит веры, которым можно угасить все раскаленные стрелы лукавого; взять шлем спасения и меч духовный, который есть слово Божие, и наконец молиться всякою молитвою и прошением во всякое время духом» .
При этом религиозные источники содержат требование об участии в войне только зрелых, взрослых людей. Все те, кто построил новый дом, насадил виноградник, обручился (но не успел жениться), не должны воевать. Учитывая принятое в те времена раннее вступление в брак, данное требование можно рассматривать в качестве своеобразного возрастного ценза, ограничения для участия в войне юношей.
Несмотря на отсутствие в Библии каких-либо призывов к военным конфликтам, последующая история христианства демонстрирует искажение божественных принципов и применение агрессии под извращенными лозунгами служения Богу. Данный факт вызван усилением политического влияния церкви и превращения ее в институт управления общественным сознанием. Этот процесс совпал с усилением рыцарского сословия и превращения войны в элитарное занятие. Доблесть и отвага, стремление к военным подвигам и славе стали идеалами рыцарской чести.
К этому историческому периоду относится возникновение первых правил ведения сражений: правило об объявлении войны, неприкосновенность парламентера, несущего белый флаг, запрет использования отдельных видов оружия, правило о необходимости сохранения жизни плененного рыцаря.
Однако данные нормы применялись лишь внутри рыцарского сословия для подчеркивания избранности воинов.
Однако рыцарские нормы предвосхитили будущие правила объявления войны, закрепленные международным правом, согласно которому состоянию войны обязательно должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. Согласно ст. 2 III Гаагской конвенции 1907 г. парламентером называется лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. Данному лицу согласно Конвенции, равно как и согласно рыцарским законам, предоставляется неприкосновенность, отличительным знаком парламентера является белый флаг. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположение своих войск. Нарушение неприкосновенности парламентеров, их убийство является видом военных преступлений.
Христианская церковь также ограничивала способы ведения войны. В 1027 г. было установлено правило о «Божьем перемирии», запрещавшее военные действия с вечера субботы до утра понедельника. Церковь стремилась «обеспечить такое обращение с христианами, которое не напоминало бы обращение с еретиками и язычниками». Благодаря этому на Втором Латеранском соборе в 1139 г. был наложен запрет на применение арбалетов и ядов против кого-либо кроме язычников
Таким образом, церковь формировала представление о разграничении средств ведения войны в зависимости от того, являлся ли человек христианином или неверным.
Очевидно, что подобные положения полностью противоречат современному международному праву, которое провозглашает уважение к правам человека. Международное гуманитарное право также предоставляет защиту и гуманное обращение при всех обстоятельствах без какой бы то ни было дискриминации.
< предыдущая |
---|