Для каждой теории наступает период понимания необходимости преобразования накопленного знания, что является результатом освоения теорией своего предмета. В этом смысле речь идет о самопознании теории и свидетельствует о дальнейшем развитии и утверждении ее в качестве ценности цивилизации и культуры. Представляется, что такое время наступило для современной теории права.
Подобного рода философско-теоретическое и методологическое исследование позволяет объединить широкий круг вопросов и проблем, касающихся большинства аспектов современной теории права, связать эти вопросы с анализом правовой действительности, правового бытия, правового пространства. В настоящее время имеются все предпосылки для существенного расширения массива правового знания.
Актуальность обнаруживается при первом взгляде на реальный практический процесс освоения. Этот процесс рассматривается в качестве преобразования новых территорий, формирования новой правовой культуры, новой правовой системы как бесконечного нового, в виде изменений действующего законодательства.
В мировой философской мысли термин «освоение» в различной интерпретации применяется много веков, сегодня можно говорить о своеобразной истории его формирования. Многие мыслители прошлого оперировали этим понятием и описывали его содержание.
По Демокриту освоение связано с единством «космоса» и «микрокосма». Здесь оно рассматривается как цель человеческого существования. Цель считается достигнутой, если человек стал адекватным миру в результате своей независимости и деятельности по преобразованию мира. Аристотель, напротив, выдвинул «принцип властвования» (т. е. подчинения, иерархии), который послужил теоретической и идеологической основой для вывода о постоянном расширении человеческого властвования над миром.
В эпоху ранних буржуазных революций резко расширились масштабы человеческого воздействия на мир. Дж. Локк, Т. Гоббс в своих исследованиях обозначили идею освоения, но при этом обозначении этой идеи забыли про человека.
В ХХ веке с возникновением аксиологии и аксиологического аспекта философии и социологии прежняя идея освоения субъектом мира и самого себя, выросшая в философское, социологическое и специально научное понятие, приобретает категориальный статус.
Однако правовое освоение в системе юридических категорий как тема исследования в отечественной теории права не разрабатывалась.
В современном контексте философских исследований категория «освоение» представлена двумя традициями. В рамках первой традиции освоение рассматривается как овладение собственностью и властью (Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, М. К. Ма- мардашвили). Такая трактовка связана с определенным мировоззрением, исторической практикой, и, в конечном счете, приводит к отчуждению человека от окружающего мира. В соответствии со второй традицией освоение рассматривается в человеческом контексте, как человечность или оче- ловеченность процесса освоения (М. С. Каган, К. А. Свасьян, Т.С. Караченцева). Такое понимание освоения направлено на преодоление отчуждения человека от окружающего его мира, обращено к действительным реальным индивидам, своей историей уничтожающим формы абстрактного существования и самопорождающим собственную конкретную индивидуальность.
Современные философы при рассмотрении проблемы освоения мира человеком отходят от конструирования безличных субъектов типа Общество, Абсолют, Нация, Народность. Они обращаются к уникальной человеческой индивидуальности. Для реализации проблемы освоения мира человеком современная философия вынужденно пересматривает традиционные представления не только о человеке, но об окружающем его мире.
В этом мире, как предпосылке того, что человек стал возможен, что человек живет и что осваивает, следует единственный вывод — человек является творцом фрагментов окружающего мира, социальной действительности, межчеловеческих взаимодействий.
Человеческий контекст идеи освоения послужил основанием для изучения категории «правового освоения» в системе категорий теории права. Самостоятельный характер и самостоятельное значение категория «правовое освоение» получает как опосредованные правом действия человека по преобразованию социальной действительности, ибо право создано человеком и преобразовано в процессе его жизнедеятельности.
Человеческий контекст идеи освоения позволил изменить представления теории права о месте человека в правовой системе, обосновать необходимость категории «правового освоения» для преобразований на нравственных, гуманизационных началах российской правовой системы из постсоветской в правовую систему, центром которой является человек, его права и свободы. Он актуализировал человека, послужил основой для изменения интереса человека в праве от потребности к формированию его в виде духовно-нравственных благ и ценностей и воплощению такого интереса человека в естественно-правовых началах российской правовой системы.
Существенное влияние на актуальность категории «правовое освоение» оказывают общецивилизационные достижения, правовой гуманизм и правовая аксиология. В практическую юриспруденцию и обыденное правосознание постепенно воплощаются естественно-правовые начала, высокие правовые абстракции и идеалы. Существенная роль в данном направлении отводится общечеловеческим ценностям, под лозунгом которых прошел ХХ век, которые и изменили правовую точку отсчета ценностей на Земле.
Идея освоения существует в духовной культуре или культуре одухотворенной в принципе. Человек в процессе жизнедеятельности стремится реализовать свои интересы, сделать своими и освоить объекты и условия, как фрагменты природной и социальной среды.
Правовое освоение следует рассматривать в контексте правового гуманизма и правовой аксиологии. Для этой категории главным является тезис о возникновении и развитии природы человека как ценности, его месте в реальной структуре ценностного мира, о человеке как центре этого мира, о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и человеком как таковым.
Категория «правовое освоение» позволяет индивидуализировать, персонифицировать человека в теории права, в системе ее категорий, исследовать человека как ценность во всем многообразии человеческой деятельности.
В праве идеи правового освоения формируются как постепенное изменение соотношения понятий «право» и «человек». Смысл идеи заключается в преобразовании постсоветской правовой системы в российскую правовую систему. В этой системе человек должен определить свое значение и обозначить в нем для себя роль собственных прав и свобод.
Правовое освоение — это опосредованные правом интеллектуально-волевые действия по преобразованию, гуманизации правовой системы, по обоснованию значения человека, его прав и свобод, в правовой системе.
Признаками правового освоения являются:
— интеллектуально-волевые действия человека — это актуализация волевых действий интеллектом человека в соответствии с духовно-нравственными благами с пользой для человека и общества, на основах самосуществования, самодеятельности, самозащиты.
Под действием в рамках освоения рассматриваются поступки (действия, бездействия) человека, в которых участвуют его сознание и воля. Человек в контексте исследования рассматривается как биосоциодуховное существо. Действия человека должны быть опосредованы правом. Он (человек) осуществляет преобразования именно правовыми средствами, правовым инструментарием, самосуществованием, саморегулированием, самодеятельностью. Эти преобразования необходимы человеку для того, чтобы обозначить, обосновать свое назначение в правовой системе, создать основы своего правового са- мосуществования, самобытия, обеспечить самозащиту прав, осуществить саморегулирование, самодеятельность, получить доступ к правосудию.
— действия по преобразованию, гуманизации правовой системы заключаются в том, что в правовую систему постепенно воплощаются естественно-правовые, общечеловеческие, интеллектуальные начала и принципы жизнедеятельности человека и общества.
— опосредованные правом интеллектуально-волевые действия осуществляются в соответствии с общечеловеческими ценностями. Интеллект человека формирует правовой интерес в виде духовно-нравственных благ. Правовой интерес, в контексте этого понятия, — интеллектуальные представления человека о том, как использовать по назначению духовнонравственные ценности, блага и пользу для себя и общества, интеллектуально определять назначение этих благ и ценностей.
— гуманизация (одухотворение и благопреобразование) правовой системы формируется как постепенное изменение соотношения понятий «право» и «человек». Смысл идеи заключается в «очеловечивании» правовой системы, в создании такой правовой системы, где бы в центре внимания были человек, его права и свободы, а государство и право и производные от них явления и процессы должны быть в этой системе правовыми средствами и правовым инструментарием.
С течением времени меняются подходы к правовым явлениям. Вновь приобретают остроту ранее исследовавшиеся проблемы (юридических механизмов защиты естественных прав и свобод человека, свободного усмотрения правоприменителя и др.). Происходящие в России перемены потребовали переосмысления утвердившихся представлений о соотношении права и человека. Такое переосмысление должно отвечать объективно назревшим и реально происходящим процессам возвышения человека в жизни общества. Само «возвышение человека» в реальном и категориальном плане обеспечивает «правовое освоение».
В условиях постперестроечного периода характер экономических, политических и социальных процессов, направленных на изменение и развитие российского общества, серьезно повлиял на представления о приоритетах и ценностях в праве, правовой системе. Наиболее значимыми направлениями исследований оказались: наполнение существующих юридических категорий новым содержанием; структурирование теории права; гуманизация правовой системы. В основании всех изменений, на наш взгляд, должно находиться правовое освоение. Это имеет не только теоретическое, но и важное практическое, и даже прикладное значение. В современный период развития отечественной теории права правовые явления все больше рассматриваются сквозь призму интеллектуально-волевых преобразований. И это справедливо. Постепенно преодолевается подход к праву только как к продукту государственной власти. Каждый «шаг» по пути гуманизации правовой системы, а это и есть ее правовое освоение в аспекте естественно-правовых начал, способен приблизить человечество к совершенно новому ценностному юридическому мировоззрению, способствующему духовно-нравственному возрождению человека и общества, их осмысленно-ценностному существованию в правовой действительности.
Освоение природной среды и среды человеческой жизнедеятельности непосредственно или косвенно затрагивает интересы человека и связано с воспроизводством им духовнонравственных благ и ценностей. Поэтому освоение предлагается рассматривать в качестве одной из форм человеческой жизнедеятельности.
Если эта жизнедеятельность человеческая, то человек должен занимать центральное место и играть ведущую роль в освоении. Освоение как человеческая жизнедеятельность опосредована правом, которое должно воплощать естественно-правовые начала, общечеловеческие блага и ценности, должно формировать и закреплять в источниках права правовой интерес в виде духовно-нравственной пользы для человека и общества. Формирование интереса человека как духовнонравственного блага актуализирует самого человека как центр любого явления и процесса, актуализирует качества человека как осознанного (интеллектуально-волевого) деятеля всего процесса правового освоения.
Настоящее исследование предполагает анализ правового освоения как категории в теории права. Автор определяет место и роль правового освоения в теории права, изменяет традиционный ракурс исследования явлений, понятий, категорий, процессов теории права.
Динамичность правового освоения позволяет рассматривать эту категорию как то, без чего невозможны преобразования в соотношении понятий «право» и «человек», проблематична гуманизация правовой системы в целом, так как ничто не происходит само по себе. Воплощение идей гуманизации правовой системы, существующих пока в качестве правового возможного, к осуществлению их в качестве правового действительного объективно требует от исследователей обоснования, введения в научный оборот такой категории, как «правовое освоение».
Правовое освоение рассматривается как категория, появившаяся в связи с влиянием идей гуманизации и естественного права на становление и развитие правовой системы Российской Федерации. С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законе о гражданстве и в других нормативно-правовых актах. Изменяются и методы правового регулирования общественных отношений: происходит переход от императивных к диспозитивным методам, начинает преобладать общедозволительный тип регулирования отношений между людьми.
С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования общественных отношений, которое в прежние времена было доведено до абсурда. В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения соотношения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.
Тур Тины Кароль Жизнь продолжается
< предыдущая | следующая > |
---|