Профессиональный частный детектив всегда установит факт супружеской неверности, если он действительно имеет место. Детективное агентство «Частный детектив Кировоград» в городах Кировоград, Арсеневка, Бережинка, Береславка, Бобринец, Водяное, Гайворон, Добровеличковка, Долинская, Зеленый Гай. Выявление супружеской неверности Кировоград вся подробная информация на сайте http://detective-kirovograd.com
Онтология государства: теоретико-методологический анализ в контексте статусного публичного права
Определенные эвристические перспективы в исследовании онтологии государства модернизирующегося российского общества открываются в контексте статусного публичного права. Поэтому оправданным представляется ввести в анализ определение понятия «статусное публичное право».
В системе юридических понятий и категорий статусное публичное право используется для обозначения комплексного (межотраслевого) института публичных статусов человека. Как институциональное правовое образование он включает в себя совокупность норм различных отраслей материального и процессуального права, регламентирующих права, свободы, обязанности и ответственность индивидуальных субъектов публичных правоотношений. В том числе, разумеется, субъектом государственной власти, которые и составляют ее человеческий ресурс и субстанциональную основу.
Но сводить понимание статусного права только к единству норм, закрепляющих публичные статусы человека, было бы принципиальной ошибкой, поскольку, как справедливо отмечает И.Л. Честнов, «Право – это не статичная структура, редуцируемая либо к безличному индивиду (методологический индивидуализм школы естественного права), либо воле законодателя (юридический позитивизм), либо к основной норме (юридический нормативизм), а процесс воспроизведения правовой реальности».
Воспроизведение социально-правовой реальности, выраженной в публичных статусах человека, предполагает наряду с нормативным уровнем и уровень реализации. Последний является динамичной формой осуществления публичных (общегражданских и специальных) статусов человека и в качестве значимого элемента формирует правоотношения и правопорядок органического типа (т.е. правопорядок, адекватный правам и свободам человека и гражданина). Реализация статусного публичного права представляет собой телеологическое осуществление индивидуальными субъектами публично-правовых отношений прав и обязанностей, физическое воплощение в социальную практику предписаний публичных правовых статусов посредством реальных и конкретных действий гражданина. Именно благодаря этому происходит объективизация норм статусов и правовых ценностей в публичные правоотношения и реальный правопорядок органического типа.
Понимание статусного публичного права, таким образом, едва ли возможно вне индивидуального субъекта, которым выступает человек в роли публичного актора. Принимая это во внимание, логично предположить следующее: Онтологические характеристики статусного публичного права полно и всесторонне можно раскрыть, выйдя за пределы материи позитивного права и руководствуясь при этом плюралистической научной методологией. При этом термин «методология» используется в точном значении этого слова, т.е. для обозначения всего того, что может способствовать пониманию объекта во всех его смыслах.
Адекватная методология, позволяющая прояснить онтологию государства в контексте публичного статуса человека, в основе своей содержит определенный подход к решению основного вопроса философии права: «Что есть право и связанное с ним государство?» Тот социальный и юридический факт, что сущее государства поддерживается благодаря человеку (людям), реализующему публичный статус обуславливает и методологию. В этой связи полезной может оказаться синтетическая программа исследования государства, или интегративное понимание права. Некоторые современные авторы используют так же широкий подход к праву. В полезности ее операционального ресурса легко убедиться.
Так исследование нормативного уровня бытия публичных статусов человека востребует методологический ресурс правовой догматики. В данном случае юридическая догматика предстает как специально-юридический метод познания положительного права, представленный способами, средствами и правилами оперирования специальными юридическими объектами, к числу которых относятся юридические понятия, конструкции, принципы.
Именно юридическая догматика позволяет в процессе познания публично-правовых статусов человека использовать формализованное в логико-смысловых конструкциях наличное знание о праве как целом, системе норм, между которыми существует разно уровневые связи, позволяющие им блокироваться в рамках институтов, отраслей и правовых сфер. Одновременно юридическая догматика традиционно используется как инструментарий юридического позитивизма. В этом качестве именно юридическая догма обеспечивает соблюдение в процессе научной разработки принципиальных требований, среди которых соответствующее своему значению место занимают научность, конкретность, эмпиризм и др. Иными словами, именно юридическая догматика конституирует юридический тип понимания и объяснения онтологии государства в контексте публичных статусов человека.
Методологический арсенал юридической догматики применительно к публичным статусам человека как основного актора государственной власти позволяет говорить о двух факторах, которые детерминируют комплексный институт публичных статусов в системе права: социологическом (внешнем, объективном) и формально-юридическом (субъективном).
Социологические основания – суть объективные условия общественной жизни. Они находятся за пределами самой системы позитивного права и, как следствие, за пределами публичных статусов человека. Конкретизируется социальный фактор, объясняющий наличие публичных статусов человека в системе права в таких общественных явлениях и процессах как общественная дифференциация, разделение труда в процессе социального управления. Детерминантами продвижения позитивного права по пути усложнения выступают социальные отношений между обладателями различных социальных функций и все более специализированных социальных ролей человека, которые находят свое отражение в его публичных статусах, «проигрываются» гражданами, а также престижем этих ролей в публичном сегменте общества. В результате чего в обществе объективно формируется такой порядок общественных связей и отношений, который нацелен на консервацию социальных статусов человека и обмен этими статусами в интересах социальной корпорации.
Юридические основания обособления статусного публичного права как института обусловлены развитием позитивного права, дифференциацией отдельных сфер, образованием новых в процессе его изменения. Детализируется юридические основания обособления института статусного публичного права несколькими факторами тождества. Во-первых, объектом правового регулирования. В качестве такового выступают связи и отношения по поводу власти, в том числе государственной, в политической системе общества.
Во-вторых, императивным методом правового регулирования, который наиболее адекватно соответствует объекту правового регулирования.
В-третьих, количественная достаточность правовых норм. На нормативном уровне институт публичных статусов включает в себя совокупность юридических норм различной отраслевой принадлежности, как материального ( конституционное право, административное право и др.), так и процессуального права, объединяющего нормы таких процессов как конституционный, уголовный, гражданский, административный и др.
В-четвертых, критерием обособления института статусного публичного права обоснованно можно считать единство категориального аппарата и специальной юридической терминологии, которую использует законодатель в процессе формального закрепления функции индивидуального субъекта публичного права: гражданин, права, свободы, обязанности и ответственность субъектов. Используемые в процессе правотворчества при конструировании публичного статуса правовые понятия в статике выражают совокупность общегражданской и специальной (компетентностной, служебной) правосубъектности граждан.
Субстанционально статус субъекта публичного права в зависимости от избранного подхода видения можно представить разнообразно, однако центральным и базовым среди них будет тот, что производен и раскрывает идею прав и свобод человека и гражданина. Права человека в контексте настоящей темы представляют собой нравственное политико-правовое явление, которое, с одной стороны выражает притязания личности на достойное существование, а в публичной сфере – притязание на признание, уважение и участие в решении общих дел. С другой стороны, права человека – это самообязывание лица уважать права и свободы Другого (всех членов общества) и поддерживать установленный правопорядка. Таким образом, права человека в соотношении с публичным статусом представляют собой правообязанности (право-обязанности). Абсолютно все права и свободы человека и гражданина значимы для понимания содержания публичного статуса, тем не менее, ведущую роль среди них, все-таки, играет группа гражданских (личных) и политических прав.
В-пятых, юридическим основанием обособления статусного публичного права можно считать специфику правовых режимов. В контексте настоящей темы уместно говорить о видах режимах в зависимости от субъектного состава публичных статусов и выделить режим граждан с общей правосубъектностью и тех, кто обладает компетенционной правосубъктностью. Субъектом статусного публичного права является каждый человек (и прежде всего гражданин), обладающий гражданскими (личными) и политическими правами и выполняющий корреспондирующие им обязанности. Другим субъектом выступает носитель публичной власти, наделенный двойственным статусом: с одной стороны, он выполняет властные функции и благодаря этому ограничен в своих правомочиях, но с другой – имеет права и обязанности, несет ответственность в качестве гражданина государства. При этом ведущими показателями статуса субъекта-носителя власти нужно считать те элементы, которые выражают его положение, прежде всего, в качестве гражданина страны, поскольку именно индивид как человек, личность и гражданин с его взглядами, позициями и отношениями является созидателем всего правового.
В-шестых, принципы публичного права, которые выступают активным идейным центром, «притягивающим» нормы публичных статусов (государство как политико-правовая ценность , демократизм, политический плюрализм, разделение властей, независимое правосудие и др.).
Внимание к человеку как основному актору, обеспечивающему сущее государства не позволяет ограничиваться средствами юридической догматики (правоотношения, юридический факт реализация права, субъекты правоотношения и др.), актуализируя непозитивиские исследовательские программы. Последние дополняют интерпретацию публичных статусов как микросистемы права и момента правовой материи восприятием сущности права как системного социального явления (Г.В. Мальцев, В.П.Малахов). Выдвижение на передовые позиции в анализе онтологии государства человека – созидателя всего правового в системе социального управления- дополняет инструментарий позитивизма и социологии права человекоцентристской методологией. О ней стоит сказать отдельно (В.М.Шафиров, И.Л. Честнов).
Челоекоцентристская методология теоретико-правового описания статусного публичного права объективировалась в рамках непозитивистского типа правопонимания и либертарной теории права (В.С.Нерсесянц, В.В.Лапаева и др.). В связи с тем, что ее отправной идеей является измерение публичных общественных отношений с позиции человека. Персоноцентристская методология уточняет, детализирует эвристический ресурс антропоцентризма, находящегося в основе широкой междисциплинарности, характерной для современных научных разработок.
Расположенный в основе методологии исследования статусного публичного права принцип человекоцентризма, конкретизируемый в личности гражданина и обосновывающий известный атомизм в анализе, тем не менее, едва ли стоит абсолютизировать. В процессе государственной (правотворческой и правоприменительной) и общественной деятельности субъекта статусного публичного права (государства), активно созидающего и поддерживающего политико-правовую жизнь социума, ограничивающее, сдерживающее воздействие оказывают ряд объективных факторов. Во-первых, институты общественной власти и государственные институты, поскольку субъектом статусного публичного права являются и юридические лица, действующие в публичной сфере (правительство, суды, парламент, партия, правозащитная организация и т.п.). Во-вторых, сформированный культурой общества нормативно-ценностный комплекс.
Именно человекцентристская методология с ее отправной идеей гуманитарного измерения публичных общественных отношений выступает организующим идейным центром комплексной исследовательской программы статусного публичного права. Это означает, что акцент в характеристиках статусного публичного права и его субъектов должен быть поставлен не только на субъективных правах, свободах, обязанностях и ответственности, но и на психолого-правовых, духовно-нравственных и ценностных аспектах – правосознании, правовой культуре, ментальности, публично-правовой активности человека.
Предложенное решение вопроса о человеке как субъекте публичного статуса и его определяющей роли в функционировании государства мировоззренчески смещает акцент в оценке лидирующей роли институционального начала, якобы довлеющего над индивидуальным субъектом права. Благодаря этому институциональная тотальность в области публичного права подвергается коррекции.
Одновременно такой подход в исследовании индивидуальных статусов в правовой общности публичного права обозначил широкие возможности и перспективы для использования и практического применения «человеческого измерения» в политико-правовых стратегиях и тактиках, при решении актуальных задач государственного строительства, функционирования публично-правовой сферы социальной жизни современной России.
Человекоцентризм как метод исследования онтологии государства актуализируется и еще одним значимым социальным фактором. Речь идет о модернизации общества и государства, заявленной в качестве приоритетной задачи в РФ.
Модернизация как теоретическая модель смысловых ценностных «трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриального общества» предельно актуализирует субъективно-личностное измерение всех аспектов жизни общества, в том числе, разумеется, и государственно-правовых. Субъективно-личностный анализ публичного права, внимание к правовой культуре и правосознанию его субъекта позволяет пристальнее вглядеться в происходящее в области публично-правовой практики России и оценить пути решения до крайности обострившихся задач.
К их числу следует отнести достигшего угрожающих для судьбы общества и государства размеров отчуждение государственной власти от гражданина. Результатом последовательного вытеснения с поля публичных властных отношений индивидуального субъекта (ограничение пассивного избирательного права, отмена выборов по одномандатным округам, ликвидация гарантий народного представительства с использованием процедуры отзыва депутатов и др.) становится утрата обществом фактической возможности сделать «новый» выбор, что вынуждает специалистов говорить и об утрате первоначального смысла ст. 3 Конституции РФ.
Модернизация как вызов времени имеет обязательный характер, и проигнорировать ее едва ли удастся. Коль скоро это так, то адекватный ответ на исторический вызов глобального мира поставлен в зависимость от качества «человеческого капитала», стиля мышления гражданина, его ценностных ориентаций. Иными словами, успех модернизации в России, а так же поддержание жизнеспособности структур формирующегося гражданского общества и правового, демократического и социального государства поставлен в зависимость от творческих способностей субъекта статусного публичного права (и общего, и специального), его витальной энергии, инициативы и ответственности, самостоятельности в делах и независимостью во взглядах, способности к рефлексии и правовой рациональности, критичности и реалистического восприятия политико-правовой действительности, критического отношения к патернализму, социальной динамики, мобильности. И, что особенно важно, наряду с компетенционной и креативностной культуры мышления – культуры – новации. С этой точки зрения проблема формирования правовой культуры субъекта публичного статуса в российском обществе и государстве в настоящее время приобрела непосредственно практическое значение.
Модернизация «выдвигает» на первый план и в практическом, и в теоретическом плане личность гражданина – индивидуального субъекта статусного публичного права и политико-правовой активности. Посредством реализации общего и специального (служебного) публичных статусов гражданин, который обладает развитым политико-правовым сознанием, активной гражданской позицией, креативной культурой мышления может принимать живое, деятельное участие в устроении общественных и государственных дел, в решении общественных и государственных задач, актуализированных историческим временем.
Подводя итог, обоснованно можно утверждать следующее.
Постижение бытия (сущего) современного российского государства, которое в качестве одной из приоритетных задач рассматривает системное обновление общества, предполагает, таким образом, во-первых, исследование государства в контексте статики и динамики публичных статусов гражданина – основного актора государственной власти. Во-вторых, онтологические характеристики государства, поставлены в зависимость от методологии исследования, которая «прикладывается» к самому объекту теоретико-правового анализа – государству.
Бытие государства, его функциональная достаточность в обществе в процессе социального управления полно и всестороннее раскрывается благодаря эристическим возможностям синтетической методологии. Благодаря комплексным, многоплановым исследованиям, благодаря применению разнообразной методологии теоретическая юриспруденция обретает значительные перспективы в плане приращения нового знания о государстве.
Интегративная методология позволила представить государство как полемодальное социально-правовое явление, обладающее разными модусами бытия.
Нормативный уровень бытия государства – момент комплексного межотраслевого института публичных статусов. Выделить публичные статусы человека как целостное правовое явление и микросистему позитивного права позволяет целый ряд факторов, в том числе и то, что общегражданские и специальные статусы человека находятся в тесной взаимосвязи, оказывают непосредственное влияние друг на друга. Нормативный уровень существования государства обусловлен наличием норм различных отраслей материального и процессуального права, регламентирующих право-обязанности человека как субъекта государственной власти в процессе выполнения значимых для общества функций и их ранжирование в зависимости от важности для коллективного целого, всех членов политической ассоции.
Иерархия публичных статусов человека в материи позитивного права человека дополняется социальным (правопеализационным) и ценностным (гуманитарным) уровнями. Из чего следует, что онтология государства включает наряду с правовым и неправовые аспекты. Оно существует одновременно в нескольких, не совпадающих друг с другом, но все же соединенных в единое целое благодаря человеку измерениях. А в процессе теоретической реконструкции онтологических характеристик государства в контексте публичных статусов граждан права акцент должен быть поставлен не только на субъективных правах, свободах, обязанностях и ответственности, но и на психолого-правовых, духовно-нравственных и ценностных аспектах – правосознании, правовой культуре, ментальности, публично-правовой активности человека.
Широкий подход в процессе исследования онтологии государства позволяет преодолеть наивный объективизм классической науки, провозглашающей правовые явления и процессы независящими от человека, его воли и желания. В противоположность этому интегративную методологию отличает значительный гуманистический посыл, благодаря которому появляется реальная возможность использовать «человеческое измерение» в процессе переосмысления государственно-правовой реальности.
Теория и история государства и права
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 6 (61) 2013
< предыдущая | следующая > |
---|