Юридическая консультация по вопросам миграции

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответственность за защиту как гарантия прав человека в международном праве

В 2012 г. исполнилось 90 лет со дня рождения основоположника казанской школы международного права, выдающегося юриста-международника, профессора Д.И. Фельдмана.

Д.И. Фельдман много лет был членом Исполкома Советской Ассоциации международного права, много раз выступал на ежегодных собраниях с докладами на различные актуальные темы международного права, которые публиковались на страницах Советского Ежегодника международного права, и опубликовал ряд монографий по различным вопросам международного права.

Юридические коллизии не только многочисленны, но и крайне разнообразны по своему содержанию, характеру, остроте, иерархии.

В богатом научном наследии Д.И. Фельдмана заслуживают внимания его суждения о международном правопорядке. В частности, Д.И. Фельдман отмечал, что «международный правопорядок, являясь одной из сторон системы международных отношений, представляет собой олицетворение субъектов права лишь постольку, поскольку в нем воплощена воля субъектов международного права. Реальной политической и юридической основой прочного международного правопорядка, и, следовательно, обеспечения  международного мира и безопасности является правомерное поведение субъектов международного права. Все субъекты международного права не только правомочны, но и обязаны содействовать этому» .

В связи с этим вызывает интерес рассмотрение некоторых международно-правовых аспектов развития концепции «ответственности за защиту».

Так, в 2001 г. комиссия Эванса Сахнуна сформулировала новый принцип международного права – «обязанность защищать» («the responsibility to protect»), который предполагает обязанность мирового сообщества вмешиваться в дела других государств с целью предотвращения или прекращения гуманитарных катастроф.

В силу концепции «Ответственность за защиту» государства не только обязаны защищать свое население, но и несут ответственность за нарушение прав человека на своей территории. Важность концепции «Ответственность за защиту» состоит в том, что она делает неправомерной гуманитарную интервенцию. Только Совет Безопасности Организации Объединенных Наций имеет право решать вопрос о применении силы в отношении государств.

При этом в силу положений доклада Международной комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета «Ответственность по защите»  2002 г., ответственность по защите предполагает защиту международного сообщества от массовых нарушений прав человека. Обязанность защищать права человека лежит на государствах. Если государства самостоятельно не могут выполнять свои обязанности по защите прав человека на своей территории, то международное сообщество берет на себя эту обязанность. Концепция ответственности по защите предполагает также ответственность государств по реагированию на нарушение прав человека, ответственность по предотвращению нарушения прав человека и ответственность по восстановлению прав человека и т.д.

По мнению некоторых западных ученых, после 1945 г. имело место такое количество военных интервенций в обход Организации Объединенных Наций, что в настоящее время военное вмешательство в дела государств без санкций Организации Объединенных Наций стало международным обычаем.

В частности, в 1961 г. Индия ввела войска в Гоа. Вооруженная сила была применена в 1971 г. Индией в Пакистане, Вьетнамом в Камбодже в 1978 г., Танзанией в Уганде в 1979 г., Израилем в Энтеббе в 1976 г., Великобританией на Фольклендских островах в 1982 г., Военно-воздушными силами Соединенных Штатов Америки против Ливии  в 1986 г., в 2003 г. войска Соединенных Штатов Америки и Великобритании вторглись и Ирак.

Однако с позицией, допускающей вооруженное вторжение в обход Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, нельзя согласиться по многим причинам.

Глава VII Устава Организации Объединенных Наций допускает вмешательство во внутренние дела государств в случае угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.

Однако международное право не предусматривает права государств применять силу без санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Так, в силу п. 4 ст. 2 Устава Организации Объединенных Наций все члены Организации Объединенных Наций должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любых государств.

Следует иметь в виду, что Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятой 24 октября 1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций  закрепляет следующие принципы международных отношений:
- принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости государств;
- принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;
- принцип, касающийся обязанности не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств;
- принцип равноправия и самоопределения народов;
- принцип суверенного равенства государств.

Международное право запрещает применение агрессии в международных отношениях. Так, в силу положений Резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Определение агрессии», принятой 14 декабря 1974 г. на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций , никакие соображения политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрессии. Агрессивная война является преступлением против международного мира и влечет за собой международную ответственность.

При этом под агрессией понимается применение вооруженной силы государствами против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости других государств.

Агрессия может выражаться в следующих действиях: вторжение или нападение вооруженных сил; бомбардировки или применение любого оружия; блокада портов или берегов; нападение вооруженными силами на сухопутные, морские или воздушные силы; засылка вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы, носящие серьезный характер и т.д.

В силу Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятой 18 ноября 1987 г. Резолюцией 42/22 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, принцип отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях является универсальным по своему характеру и обязательным. Никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или ее применения в нарушение Устава Организации Объединенных Наций.

Государства должны выполнять возложенные на них в соответствии с международным правом обязательства воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества или участия в полувоенных, террористических или подрывных действиях.

Следует иметь в виду, что применение силы в международных отношениях без согласия Совета Безопасности Организации Объединенных Наций может провоцировать акты терроризма.

В частности, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций в своем докладе А/60/825 от 27 апреля 2006 г. «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии»  на Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций отметил, что многие террористические группы возникли в контексте местных или региональных конфликтов с применением силы. Затяжные неурегулированные конфликты часто порождают условия, которые могут эксплуатироваться террористами, и поэтому нельзя допускать их назревания, какими бы неразрешимыми они ни казались. Кроме того, террористические кампании с использованием смертников нередко проводятся в контексте иностранной оккупации или того, что воспринимается как иностранная оккупация.

В международном праве нет общепринятого определения понятия «терроризм». Однако можно утверждать, что различаются следующие виды терроризма: захват воздушных судов; нападение на лиц, пользующихся международной защитой; захват заложников; акты, направленные против безопасности морского судоходства и т.д.

В России, согласно ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» , терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.

При этом террористические акты понимаются как совершение взрывов, поджогов или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.

В связи с этим следует отметить, что в силу положений Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, принятой 9 декабря 1994 г. Резолюцией 49/60 на 84-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций , государства обязаны воздерживаться от подстрекательства к террористическим актам, пособничества, попустительства им или участия в них; бороться с международным терроризмом.

В случае применения силы для защиты прав человека государствам для противодействия терроризму следует: обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты; сотрудничать с государствами, на территории которых нарушаются права человека, обмениваться информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним и т.д.

При этом, согласно п. 1 ст. 24 Устава Организации Объединенных Наций, на Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Статья 51 Устава Организации Объединенных Наций закрепляет положение о том, что государства имеют право на индивидуальную или коллективную самооборону, в случае вооруженных нападений, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.

Применение силы без санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций не может считаться новым обычаем, поскольку обычаи в международном праве формируются в результате международной практики государств и постепенно признаются ими в качестве обязательных правовых норм.

Согласно ст. 38 Статута Международного Суда, принятого в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. , международный обычай понимается как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Однако право на применение силы в обход Совета Безопасности Организации Объединенных Наций признано незначительным количеством государств, что не позволяет сделать вывод о появлении нового обычая в международном праве, допускающего применение силы без санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

В связи с этим можно было бы внести дополнение в Устав Организации Объединенных Наций, предусматривающее наиболее важные положения концепции ответственности за защиту.

В частности, в Уставе Организации Объединенных Наций можно закрепить положение о том, что концепция ответственности за защиту состоит из следующих взаимосвязанных элементов: обязанность государств защищать свое население; обязанность мирового сообщества предотвращать и пресекать нарушения прав человека; обязанность мирового сообщества по восстановлению мирной жизни после окончания конфликтов.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 10 (53) 2012



   

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Для чего нужна временная регистрация?

Поиск работы и трудоустройство

Получение медицинского обслуживания

Зачисление в детский сад, школу, вуз

Постановка на учет в военкомате

Оформление визы

Получение банковских услуг, кредитов

Отсутствие временной регистрации в Москве, в случае нарушения сроков пребывания облагается штрафом в размере от 3 до 5 тысяч рублей для граждан РФ, и от 5 до 7 тысяч рублей для иностранцев. Кроме того, при выявлении правонарушения органами правопорядка, для иностранцев будет инициирована процедура административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, услуга оформления временной регистрации в Москве защитит вас от проблем с законом, а также позволит уверенно чувствовать себя в любой ситуации!

Как мы можем помочь?

Компания Eurasialegal предоставляет юридическую помощь в получении временной регистрации на территории Москвы. Мы ведем активное сотрудничество с собственниками жилья, что позволяет зарегистрировать наших клиентов в любом районе столицы на срок от нескольких месяцев до 5 лет.

  • Официальная организация работы с клиентом

  • Минимальные сроки оформления документов

  • Доступная стоимость всего комплекса услуг

Воспользуйтесь услугами юристов Eurasialegal!

Наши юристы предоставляют услуги консультационного сопровождения как гражданам субъектов Российской Федерации, так и жителям СНГ и сопредельных стран. Располагая многолетним опытом работы в данной отрасли, мы гарантируем, что процесс получения временной регистрации пройдет в кратчайшие сроки, а результат будет полностью соответствовать вашим ожиданиям.



О портале:

Компания предоставляет помощь в подборе и прохождении наиболее выгодной программы иммиграции для получения образования, ведения бизнеса, трудоустройства за рубежом.

Телефоны:

Адрес:

Москва, ул. Косыгина, 40

office@eurasialegal.info