Анализ особенностей налогообложения религиозных объединений в национальном и зарубежном налоговом законодательстве
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО Мигда Н. С., Швец О. В., Быковский И. Г. В данной статье авторы проводят анализ применения налогового законодательства к религиозным объединениям в различных странах мира. Особое внимание уделено национальным нормам права. Авторы определили особенности налогового законодательства Российской Федерации. |
В современном мире, как и много веков назад, огромную политическую, социальную и экономическую роль играет религиозный фактор, ставший важной составляющей при формировании политической культуры большинства стран мира.
По состоянию на 28 июля 2015 г., Министерством юстиции РФ зарегистрировано 227 тыс. 445 некоммерческих организаций. Из них 27,7 тыс. религиозных организаций.
В России официально существует около 70 конфессий и религиозных течений. Если верить различным социальным исследованиям, для большей части населения России принадлежность к какой-либо конфессии или религиозной организации - это несоблюдение религиозных обрядов, а скорее национальная традиция той или иной территории. Таким образом, большинство россиян являются верующими, как минимум номинально.
Что касается количества «практикующих верующих», то государственной статистики в этой сфере не существует, есть данные экспертной оценки. Так, по данным социологов религии С. Филатова и Р. Лункина, в среднем в России на первом месте по численности православные - до 15 млн человек, затем следуют мусульмане - около 3 млн, протестанты - около 1,5 млн человек. Старообрядцев, иудаистов, буддистов и язычников вместе - меньше 1 млн чел.
В наше время брокерские услуги Форекс довольно распространены и несложно новому человеку, найти подходящего посредника, Хотите узнать больше? Сегодня брокерские услуги Форекс достаточно распространены и новому человеку, который желает начать торговать, есть из кого выбирать.
Часть верующих с правовой точки зрения являются членами религиозных организаций, с помощью которых осуществляется их взаимодействие с государством. По данным Минюста, преобладающая доля религиозных объединений относится к РПЦ (75%), затем следуют мусульманские (15%) и протестантские религиозные организации (2-5%). Оставшиеся 5-8% распределяются между старообрядческими, иудаистскими и буддийскими организациями.
Вопросы регулирования государственно-конфессиональных отношений и особенно возможностей и форм участия религиозных организаций в политике существенны и в государственном управлении. Религиозные организации являются элементом гражданского общества и, как минимум, участвуют в обратных связях «социум - власть» в политической подсистеме и, соответственно, в системе государственного управления де-факто, находясь де-юре в состоянии «отделения» от государства.
Формула конституции «религиозные организации отделены от государства и равны перед законом» является непрозрачной относительно понятия «отделены» и контекстного, в особенности субъектного, раскрытия понятия государство. Реальные отношения религиозных организаций с государственными органами, конечно, гораздо более тонко устроены.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. No 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь.
На протяжении всей истории России налоговая политика государства играла определенную роль в развитии религиозной жизни в стране. В разные периоды государство либо стимулировало и поощряло деятельность религиозных объединений с помощью особого порядка налогообложения и системы налоговых льгот (дореволюционный период), либо напротив, сильно ужесточая налоговое бремя на религиозные объединения, стремилось подавить религиозную жизнь в стране (советский период).
В настоящее время государство стремится построить партнерские отношения с религиозными объединениями и является заинтересованным в возрождении духовной жизни в России. С принятием Налогового кодекса Российской Федерации налоговое бремя в отношении религиозных объединений было несколько ужесточено по сравнению с российским налоговым законодательством начала 1990-х годов. По отдельным налогам (налог на землю, налог на имущество) льготы для религиозных объединений были отменены, по некоторым другим льготы изначально не предусматривались Налоговым кодексом, но позднее были введены в связи с обеспокоенностью религиозных объединений.
В современных политических условиях тема взаимодействия Российского государства с религиозными организациями в экономической сфере, а именно в области налогообложения, является как никогда актуальной. Смягчая или ужесточая налоги в той или иной области, государство тем самым косвенным образом воздействует на развитие той или иной сферы общественной жизни.
Вопрос о налогообложении религиозных организаций нигде в мире, кроме России, пока не ставился. В некоторых цивилизованных странах существует такое положение, как взимание с верующих граждан налога на содержание церкви. Но там священнослужители получают зарплату от государства, а добровольные пожертвования используются на благо исключительно конкретного прихода и дел милосердия.
В США отношения между религиозными организациями и государством определяются Первой поправкой к Конституции, которая фактически отделяет религию от государства. Никаких прямых финансовых связей, тем более налоговых, между церковью и государством нет. С целью гарантировать их отсутствие был создан фонд «Американцы за отделение церкви от государства» (Americans United for Separation of Church and State).
Однако любой американец имеет право пожертвовать какую-то сумму церкви или церковной организации, а затем обратиться в налоговую инспекцию (IRS) и вычесть эту сумму из налогооблагаемого дохода. Единственное ограничение в этом случае - средства должны идти на благотворительные цели. Церковная община, нарушившая этот закон, может лишиться своего статуса.
Отношения церкви с государством в Европе впечатляюще разнообразны - от французского, идущего ещё с эпохи Просвещения принципа отделённости церкви от государства, до щедрого церковного налога, принятого в Германии. Этот налог, как и в США, вычитается из государственной налоговой базы, но собирает его государство в пользу лютеранской и католической церквей.
Некоторые земли, например, Бавария, платят жалованье священникам и дьяконам прямо из государственной казны. Церковь же платит комиссию государству за его услуги налогового агента (комиссия эта составляет 3-4% от собранной суммы; сами верующие отдают церкви примерно 9% от суммы начисленного подоходного налога, или 3% от совокупного дохода). Чтобы не платить церковный налог, нужно в форме, заполняемой при найме на работу, не указывать вероисповедание. А чтобы перестать платить, нужно написать заявление о выходе из числа членов церкви. Это лишает человека права участвовать в таинствах.
В том или ином виде церковный налог собирается также в Италии и Испании, хотя в обеих странах его уплата носит добровольный характер.
Испанцы, среди которых католики составляют 99%, могут направлять примерно 0,5% от общей суммы выплачиваемого налога непосредственно церкви или на правительственные благотворительные программы.
По данным газеты National Catholic Reporter, менее половины испанских налогоплательщиков делают выбор в пользу церкви. В Италии существует аналогичная система, только сумма равняется 0,8% от общей суммы налогов. Почти 89% итальянцев предпочитают направить эти средства в церковь.
В Бельгии, где 75% населения составляют католики, нет церковного налога, однако правительство обеспечивает прямое финансирование шести конфессиям: католикам, англиканцам, протестантам, иудеям, мусульманам и так называемым внеконфессиональным общинам. Прямое финансирование принято также в Греции.
Опираясь на опыт Италии, Германии и Польши, где социальные программы церкви реализуются исключительно благодаря налоговым отчислениям граждан, глава отдела внешних связей Русской Православной Церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в 2015 году выступил с инициативой - перечислять часть подоходного налога россиян при их согласии в бюджет религиозных организаций. При этом религиозные организации будут отчитываться перед государством за полученные деньги, что «обеспечит полную прозрачность всех церковных финансов».
По его словам, русская церковь сейчас единственная в православном мире, которая не имеет материальной базы для «тех социальных и образовательных программ, которые от нее требует и ожидает общество».
Что касается мусульманских религиозных организаций, то в последнее время лидеры Духовного управления мусульман (ДУМ) России также лоббируют принятие на федеральном уровне поправок к законодательству, касающихся вакфов (в мусульманском праве это имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели), и практически игнорируют вопрос о священном закяте (обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие и распространение ислама и истинных знаний о нём) - несмотря на то, что последний мог бы стать частью федерального религиозного налога, подобно тому, что существует в Германии.
Закят, в отличие от вакфа, не является таким же универсальным средством покрытия расходов религиозных организаций. Вместе с тем не вызывает вопросов расходование средств от закята на образовательные, издательские и иные нужды, связанные с просвещением мусульман в вопросах веры. Выплата закята носит в большинстве стран добровольный характер.
В последние годы в России наблюдается рост выплат и такого мусульманского налога как закят ал-фитр (милостыня, которая должна быть выплачена нуждающимся мусульманам до наступления праздника Ураза-байрам главой семьи за всех членов своей семьи, которые находятся на его попечении, включая детей и стариков.). У некоторых мусульманских народов России (например, адыгейцев и кабардинцев) закят и ал-фитр принято раздавать еще до окончания поста.
Мусульманские деятели продвигают идею необходимости в дальнейшем предусмотреть налоговые льготы в отношении регулярных плательщиков закята, в противном случае закят будет иметь характер нерегулярных благотворительных выплат, то есть будет подменяться садакой - единовременными благотворительными взносами.
Вообще стоит заметить, что исламские налоги можно рассматривать как эффективный инструмент решения социально-экономических проблем в местах компактного проживания мусульман в России.
Если говорить в общем, то на текущий момент религиозные организации в России, независимо от их конфессионной принадлежности, не платят следующие виды налогов:
- Земельный налог на земельные участки со зданиями религиозного и благотворительного назначения (Налоговый кодекс РФ ст. 395 п. 4). Фактически эти земли используются для размещения на них учреждений, в которых ведется торговля.
- Налог на имущество, используемого для религиозной деятельности (Налоговый кодекс РФ ст. 381 п. 2). Фактически, данное имущество - здания, сооружения и пр. используется для организации в них коммерческой деятельности по продаже товаров и услуг религиозного назначения.
- Налог на прибыль от доходов, полученных в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения (Налоговый кодекс РФ ст. 251 п. 1 пп. 27).
Остальные виды налогов и сборов также имеют некоторые льготы и исключения для религиозных организаций, создавая им дополнительные благоприятные условия для ведения коммерческой деятельности, что приводит зачастую к недобросовестной конкуренции, созданию теневых схем ведения бизнеса.
Наряду со множеством предлагаемых вариантов введения религиозного налога для верующих, обсуждается возможность перечислять часть подоходного налога россиян (при их согласии) в бюджет религиозных организаций. Например, по данным ВЦИОМ, 75% граждан России считают себя православными. Это больше 80 млн человек работоспособного населения. При среднемесячной заработной плате в 27 219 руб. (по данным Росстата на июль 2015 г.) и, допустим, двухпроцентном (2%) религиозном (церковном) налоге только РПЦ получала бы со своих верующих больше 40 млрд рублей в месяц, или 500 млрд рублей в год ($16 млрд). На первый взгляд - это огромные деньги.
Но, с другой стороны, может случиться, что, как и в некоторых европейских странах, религиозные граждане не выдержат проверку рублем и окажется, что на самом деле в России истинно верующих гораздо меньше, чем принято считать.
В современных условиях рыночной экономики с развитием техники, науки, промышленности происходит усиление многих социальных проблем, дифференциация слоев населения, деградация общественного сознания и культурного самовыражения населения. К сожалению, часть насущных проблем рыночная экономика решить не в состоянии.
Бизнес-структуры направлены только на максимальное получение прибыли, поэтому практически весь груз ложится на государство, которое в свою очередь в силу некоторых факторов, таких как ограниченность ресурсов и идей, тоже не может полностью справиться со всеми проблемами общества.
Решение задач в социальной сфере берут на себя организации, имеющие фиксированный профиль и запрет на распределение прибыли, - некоммерческие организации. Отдельную прослойку некоммерческих организаций составляют религиозные объединения, которые имеют свои особенности ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Правда, при составлении налоговой отчетности религиозными организациями возникает ряд еще не до конца урегулированных вопросов, иногда выходящих за пределы правового поля.
В построении эффективной системы налогообложения религиозных организаций необходима выработка межконфессиональных программ, основанных, например на традициях исламского налогообложения и исторического опыта взаимодействия православной церкви с государством.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 4 (95) 2016
< предыдущая | следующая > |
---|